Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение о портфолио обучающегося основной школы ФГОС ООО

Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению на заседании
педагогического совета
протокол №
от 31.08.20 г.

Утверждаю
директор МБОУ СОШ №37
_____________Н.И. Грановская
приказ № 51/25 от 31.08. 2020 г

Положение
о портфолио обучающегося основной школы
в условиях реализации ФГОС ООО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 37
города Новошахтинска
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях
введения ФГОС ООО муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 37 города Новошахтинска (далее – Положение)
разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и
дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального
самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение
определенных результатов воспитания, развития и социализации.
1.2.
Положение
определяет
порядок
оценки
деятельности
учащихся
общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления
комплексного Портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее портфолио) – это индивидуальная папка
ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные
достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,
коммуникативной за учебный год и за весь период его обучения в школе.
1.4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных и несертифицированных индивидуальных учебных достижений,
выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с
результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников основной и
средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.
1.6. На второй ступени (основная школа) Портфолио служит для сбора информации об
образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебнопознавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.) для повышения
образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих
целей, потребностей, возможностей, личностных качеств, для определения дальнейшего
профиля обучения.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание
индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности
школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в
котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь спектр его способностей,
интересов, склонностей, знаний и умений.
1

2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
 создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки
и уверенности в собственных возможностях;
 максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого
ребенка;
 развитие познавательных интересов учащихся и формирование
готовности к самостоятельному познанию;
 формирование установки на творческую деятельность, развитие
мотивации дальнейшего творческого роста;
 формирование положительных моральных и нравственных качеств
личности;
 приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с
имеющимися возможностями;
 формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию;
 содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио.
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование
умения учиться, дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и
учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной
деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи, проанализировать
свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося основной школы является одной из составляющих
«портрета» выпускника основной школы и играет важную роль при переходе в 10 класс
для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 5 лет (5 - 9 классы). По окончании 9 класса портфолио
отдается на руки выпускнику.
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое
знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на
классного руководителя.
4.4 Место хранения портфолио - классный кабинет. Ученику и его родителям
предоставляется свободный доступ к материалам портфолио.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности.
5.1. Участниками работы над портфолио являются обучающиеся, их родители, классный
руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и
администрация школы.
5.2. Обязанности обучающегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи ведет
аккуратно, самостоятельно и систематически. Ученик имеет право включать в
2

накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления,
отражающие его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением
портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Классный руководитель является консультантом и помощником, в основе деятельности
которого – сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам
ведения портфолио. Классный руководитель организует воспитательную работу с
обучающимися, направленную на их личностное и профессиональное самоопределение,
осуществляет посредническую деятельность между обучающимися, учителямипредметниками и педагогами дополнительного образования, осуществляет контроль
пополнения обучающимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые
документы на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио,
и несёт ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом
документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию
портфолио. Предоставляют обучающимся места деятельности для накопления
материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области.
5.6. Обязанности администрации учебного заведения:
5.6.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует работу и
осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии портфолио в образовательном процессе школы.
5.6.2. Директор учебного заведения разрабатывает и утверждает нормативно-правовую
базу, обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников
образовательного процесса по данному направлению деятельности. Создает условия для
мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее
руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии
портфолио в практике работы школы.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио ученика начинается с титульного листа (Приложение 1) и имеет
следующие разделы:
6.1.1. Раздел №1 «Социально-личностное развитие ученика»: характеристика ученика,
сведения о родителях, интересы и увлечения, классные поручения. Заполняется в
свободной форме. Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и итогов
года, ставит цели и анализирует достижения.
6.1.2. Раздел №2 «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в
различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности,
материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты
стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по
предметам.
6.1.3. Раздел №3 «Моё творчество»: творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если
выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Если работа
принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать
информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. При
3

возможности дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ
или Интернете, надо приложить оригинал или ксерокопию информации. Если
проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички.
6.1.4. Раздел №4 «Физическое развитие ребенка»: фиксирование достигнутых
результатов в спорте, участие в соревнованиях, спортивных конкурсах и т.д.
6.1.5. Раздел №5 «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в социальных
акциях, конкурсах, проектах
6.2.В состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с учебной
деятельностью, входит:
6.2.1. систематизированные материалы текущей оценки
- отдельные листы наблюдений (Приложение № 2);
- оценочные листы с результатами стартовой диагностики (на входе, в начале
обучения) и результаты тематического тестирования; выборочные материалы
самоанализа и самооценки обучающихся.
6.2.2. материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых
работ.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы, характеризующие ребенка с
точки зрения его внеурочной и досуговой деятельности. Совокупность этих материалов
дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление - как в целом,
так и по отдельным аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его
продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в школе структурой, указанной в
пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопителе с файлами на
бумажных носителях.
7.2. По необходимости, работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых:
педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых
устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся
постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
7.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы,
элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
 Записи вести аккуратно и самостоятельно.
 Предоставлять достоверную информацию.
 Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться
(кроме грамот, благодарностей) в течение года.
 В конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в
различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся
результатов.
8. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным
руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в
таблице в Приложении 3.
Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ
«Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.
Образец «Сводной итоговой ведомости» представлен в Приложении 4.
4

По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой образовательный
рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе,
школе. Победители поощряются.
Приложение 1.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 37 города Новошахтинска

ПОРТФОЛИО
Место для фотографии

Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Число, месяц, год рождения __________________________________________
Год начала работы над портфолио _____________________________________
Классный руководитель___________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
5

Приложение № 2

Лист общеучебных достижений
№ категории
1.Классная работа выполнялась
всегда
регулярно
редко
2. Домашние задания выполнялись
всегда
регулярно
редко
3.Подготовка дополнительной
литературы к урокам:
всегда
регулярно
редко
никогда
4.Отношение к учебе в целом
положительное
безразличное
негативное
5.Участие в работе класса на
уроках:
постоянное
инициативное
регулярное
частое
редкое
6. Уровень познавательного
интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
7. Ответственность и
самостоятельность в учебной
деятельности
всегда самостоятелен
нуждается в сопровождении и
помощи
самостоятельность проявляется
редко
уклоняется от самостоятельности
8. Глубина усвоения материала:
воспроизводит с элементами
собственного творчества
воспроизводит знания полностью
воспроизводит знания частично
9.Организация учебной
деятельности:
готов к уроку самостоятельно
готов к уроку с напоминанием

5кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл

9 кл.

6

не готов к уроку
10. Оформление работ
по всем требованиям
требования частично нарушены
аккуратно
грязно
11. Темп работы:
опережает темп работы класса с
высоким качеством
опережает темп работы класса с
недостаточным качеством
соответствует темпу урока
отстает от темпа урока
12. Понимание смысла учебной
деятельности:
формирует цель учебной
деятельности
формулирует цель с помощью
учителя
не умеет формулировать цель
13.Умение организовывать и
контролировать свою работу на
уроке
всегда
иногда
редко
14. Взаимоотношения с
товарищами
положительное
безразличное
негативное
15.Соблюдение норм и правил
поведения:
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
16. Общие учебные навыки
усвоены
на высоко уровне
на среднем уровне
на среднем уровне
ниже среднего

7

Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись

Дата

Подпись

Участие в общественной жизни класса и школы:
№

Название

Содержание

Уровень

Результат

Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:
№

Название

Сфера
учёбы

Учреждение

Результат

Дата

Подпись

Дата

Подпись

Спортивные достижения:
№

Название

Уровень

Результат

Практики: трудовая, социальная, педагогическая:
№

Название

Содержание

Учреждение

Результат

Дата

Подпись

Творческие работы, рефераты, проекты:
№

Название

Область
знаний

Количество
страниц

Результат

Дата

Подпись

8

Приложение 3.
Оценка достижений учащихся по материалам портфолио.
Показатели
Учебная
деятельность

Олимпиады

Спортивные
достижения.

Дополнительное
образование.

Школьные
мероприятия,
практики

Измерители
1 - 8 класс – средний балл годовых оценок
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата
10 класс - средний балл годовых оценок
11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
Региональная:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийская:
Победитель
Призёр
Участник
Школьные соревнования:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Областные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Участие в кружках, секциях
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Областные конкурсы, фестивали:
Победитель
Призёр
Участник
Участие
Участвовал и стал призёром
Организация и проведение мероприятия

Результат
- балл
До 5
До 5
До 5
До 5
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
2
3
2
1
5
4
3
7
6
5
1
2
3

9

Приложение 4.
Сводная итоговая ведомость.
________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
_________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)

Класс_________
№

Показатели

1

Учебная деятельность

2

Достижения в олимпиадах, конкурсах

3

Спортивные достижения

4

Дополнительное образование

Общий балл

Участие в мероприятиях и практиках

5
ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,
представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому
документу.
Классный руководитель: __________________________
Дата.

Директор МБОУ СОШ № 37

________________________

М.п.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».