Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37 города Новошахтинска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 8-9 КЛАССАХ
________________________________тематическая___________________________________
(тип программы: комплексная/тематическая)
Проектная деятельность
(наименование)
__________________________общеинтеллектуальное_____________________________
Направление развития личности школьника
_______________________
_14-16 лет_______________________________
(возраст обучающихся)
Учитель: Путря Л.П.
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 10-11 классов разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы, с учетом
примерной основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с ФГОС, авторской программы М.В.
Половковой 2018 г.
При разработке и реализации рабочей программы используются учебники:
Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В. и др. Индивидуальный проект. 10-11 классы.М. Просвещение , 2020
Реализация авторской программы рассчитана на 70 часов в течение двух лет обучения.
Согласно календарному графику и школьному расписанию на 2024-2025 учебный год в 8-9 классах курс будет пройден за 32 часа.
Курс без оценочный, но по итогу второго года обучения учащиеся будут защищать свой индивидуальный проект.
Результаты освоения курса:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1)
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2)
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3)
готовность к служению Отечеству, его защите;
4)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного
на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5)
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6)
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в
нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7)
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8)
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9)
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11)
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании,
занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12)
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других
людей, умение оказывать первую помощь;
13)
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14)
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15)
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1)
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять,
контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2)
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3)
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4)
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6)
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7)
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных
ценностей;
8)
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
9)
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
• сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
• способность к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
• сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретѐнных знаний и способов действий при
решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
• способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой
информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение 10-11 класса в рамках учебного времени, специально отведѐнного учебным
планом, и должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
• знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности;
структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.
• навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы,
доказывать ее актуальность;
• умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки,
составлять библиографический список по проблеме;
• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
• оформлять теоретические
и
экспериментальные результаты
исследовательской и проектной работы;
• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
• описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
• проводить опыт в соответствии с задачами, объяснить результаты;
• проводить измерения с помощью различных приборов;
• выполнять письменные инструкции правил безопасности;
• оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект» учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация,
библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект
исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.
Содержание учебного предмета «Индивидуальный проект»
8 класс
Введение
Понятие «индивидуальный проект», проектная деятельность, проектная культура.
Культура исследования и проектирования
Проект. Технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные проекты. Анализ проектов.
Проектирование. Проект «Крымский мост». Проект П.А. Столыпина. Проектно-конструкторская деятельность. Конструирование.
Технические проекты. Социальное проектирование. Волонтёрские проекты: социально-культурные, информационно-консультативные,
экологические. Анализ проектов сверстников. Компьютерное моделирование. Математическое моделирование. Исследование. Задача, цель,
объект, предмет, субъект и метод исследования. Гипотеза.
Самоопределение
Глобальные проблемы. Создание элементов образа будущего. Формирование отношения к проблемам. Проектные движения. Первичное
самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования.
Замысел проекта
Проблема. Позиция. Профессиональная позиция. Цель. Формулирование цели. Задача. Результат. Акция. Ресурс. Бюджет. Информационный
ресурс.
Условия реализации проекта
Планирование. Прогнозирование. Спонсор. Инвестор. Благотворитель. Кредитование. Бизнес-план. Венчурные фонды и компании. Бизнесангелы. Долговые и долевые ценные бумаги. Дивиденды. Фондовый рынок. Краудфандинг. Сторонники и команда проекта. Контрольная
точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта.
Трудности реализации проекта
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл изделия. Рефлексия. Риски проекта. Факторы риска. Стартап. Анализ и сравнение проектных
замыслов. Краеведческий проект. Анализ проектов сверстников.
9 класс
Введение
Краткое повторение изученного материала 10 класса.
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
Предварительная защита. Эксперт. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оценивание проектов сверстников. Оценка
начального этапа исследования.
Трудности реализации проекта
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл изделия. Рефлексия. Риски проекта. Факторы риска. Стартап. Анализ и сравнение проектных
замыслов. Краеведческий проект. Анализ проектов сверстников.
Дополнительные возможности улучшения проекта
Изобретение. Технология. Технологические долины. Агротехнологии. Инфраструктура. Базовый процесс. Вспомогательные процессы.
Социологический процесс. Генеральная совокупность. Интервью. Анкетирование. Интернет-опрос. Выборка респондентов. Ошибка
выборки. Анкета.
Управление оформлением и завершением проектов
Способы и формы представления данных. Работа в сети Интернет. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная
литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов по проектной работе. Требования к оформлению проектной работы.Критерии анализа и оценивания проектной
работы. Публичное выступление. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Навыки монологической речи. Аргументирующая
речь. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Подготовка авторского доклада.
Презентация и защита проекта
Представление результатов индивидуального проекта.
Рефлексия
Самооценка индивидуального проекта. Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые
основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», Государственная система стандартизации.
Документы в области стандартизации. Сертификат соответствия. Патентное право в России.
Тематическое планирование – 8 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Раздел и тема урока
Культура исследования и проектирования (10 ч).
Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно.
Учимся анализировать проекты.
Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего.
Сто двадцать лет на службе стране: проект П.А. Столыпина.
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности.
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём.
Волонтёрские проекты и сообщества.
Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца».
Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для
междисциплинарных проектов.
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Самоопределение (5 ч).
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности.
Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом.
Количество
часов
Дата
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6.09
13.09
20.09
27.09
4.10
11.10
18.10
25.10
8.11
1
15.11
1
1
22.11
29.11
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28-29
30-31
32-33
Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?
Знакомимся с проектными движениями.
Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или
исследования.
Замысел проекта (6 ч).
Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования.
Формулирование цели проекта.
Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта.
Роль акции в реализации проектов.
Ресурсы и бюджет проекта.
Поиск недостающей информации.
Условия реализации проекта (4 ч).
Планирование действий – шаг за шагом по пути к реализации проекта.
Источники финансирования проекта.
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого
участника.
Модели управления проектами.
Трудности реализации проекта (8 ч).
Переход от замысла к реализации проекта.
Риски проекта.
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика».
1
1
1
6.12
13.12
20.12
1
1
1
1
1
1
10.01
17.01
24.01
31.01
7.02
14.02
1
1
1
21.02
28.02
7.03
1
14.03
1
1
2
Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение.
2
21.03
4.04
11.0418.04
25.042.05
16.0523.05
2
Корректировка программы:
Тематическое планирование – 9 класс
№ п/п
Название раздела, тема
Основное содержание
Трудности реализации проекта (9 ч)
Количест
во часов
Дата
1
Переход от замысла к реализации проекта
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл
продукта. Переосмысление замысла.
Несовпадение замысла и его реализации
1
6.09
2
Переход от замысла к реализации проекта
1
13.09
3
Риски проекта
Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл
продукта. Переосмысление замысла.
Несовпадение замысла и его реализации
Возможные риски проекта. Способы
предупреждения рисков
1
20.09
4
Практическое
занятие.
Анализ
проектного
замысла
«Завод
по
переработке пластика»
1
27.09
5
Практическое
занятие.
Анализ
проектного
замысла
«Завод
по
переработке пластика»
1
4.10
6
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение
проектных замыслов
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение
проектных замыслов
Практическое занятие. Анализ
проектов сверстников: туризм и
краеведение
Практическое занятие. Анализ
проектов сверстников: туризм и
краеведение
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта.
План реализации проекта. Результаты
проекта. Средства реализации проекта.
Вариативность средств.
Прорывные технологии и фундаментальные
знания.
Проблема. Цель проекта. Задачи проекта.
План реализации проекта. Результаты
проекта. Средства реализации проекта.
Вариативность средств.
Прорывные технологии и фундаментальные
знания.
Анализ ситуации. Критерии сравнения
проектных замыслов
1
11.10
Анализ ситуации. Критерии сравнения
проектных замыслов
1
18.10
Анализ ситуации. Образ желаемого
будущего. Оригинальность идеи проекта.
Бизнес-план. Маркетинговые риски
Анализ ситуации. Образ желаемого
будущего. Оригинальность идеи проекта.
Бизнес-план. Маркетинговые риски
1
25.10
1
8.11
7
8
9
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (6 ч)
10
Позиция эксперта
11
Критерии анализа и оценивания
проектной работы
Экспертная позиция. Экспертное
мнение и суждение. Разные подходы к
проблематике проектов. Запрос на ноухау и иные вопросы эксперту
Критерии анализа и оценивания
проектной работы
1
15.11
1
22.11
Предварительная защита проектных и исследовательских работ
2
14
Оцениваем проекты сверстников: проект
«Разработка
портативного
металлоискателя»
1
29.11
6.12
13.12
15
Оценка начального этапа
исследования
1
20.12
12-13
Описание ситуации для постановки
проблемы и задач на примере
проектно-конструкторской работы.
Преимущество проектируемого
инструмента. Анализ ограничений
существующих аналогов. Цель
проекта. Дорожная карта проекта
Актуальность темы исследования. Масштаб
постановки цели. Методики исследования.
Ход проведения исследования. Обзор
научной литературы. Достоверность выводов
Дополнительные возможности улучшения проекта (14 ч)
16-17
Технология как мост от идеи к продукту
Изобретения. Технологии. Технологические
долины. Наукограды. Использование
технологий для решения проблем
2
10.01
17.01
18-19
Видим за проектом инфраструктуру
2
24.01
7.02
20-21
Опросы как эффективный инструмент
проектирования
Инфраструктура. Базовый
производственный процесс.
Вспомогательные процессы и структуры.
Свойства инфраструктуры
Социологический опрос как метод
исследования. Использование опроса
при проектировании и реализации
проекта. Интернет-опросы. Понятие
генеральной совокупности
2
14.02
21.02
Возможности социальных сетей.Сетевые
формы проектов
Возможности сетей для поиска
единомышленников и продвижения
проектов
1
28.02
23-25
Использование видеоролика в
продвижении проекта
Создание видеоролика как средство
продвижения проекта. Создание «эффекта
присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж
3
7.0314.03
21.03
26-29
Оформление и предъявление
результатов проектной и
исследовательской деятельности
Выстраивание структуры текста для
защиты. Основные пункты и тезисы
выступления. Наглядность, ёмкость,
информативность выступления
4
4.04
11.04
18.04
25.04
30-32
Презентация и защита индивидуального
проекта
3
2.05
16.0523.05
22
Презентация и защита индивидуального проекта (3 ч)