РП ВУД "Казачата"
07.10.2024
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции донского казачества» является дисциплиной регионального компонента, поэтому в ФГОС нет информации о ее содержании. История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде. Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. Образовательная программа по истории и культуре донского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования. Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся. Задачи, решаемые данной программой: • знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда; • ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам.
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского края; • привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия; • развитие творческих способностей детей; • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 2-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Дону»,
«Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся. Осознание своей включенности в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно- ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. Данная программа рассчитана на 2ч в год. Год обучения состоит из 68учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используются для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие- встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой
характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний). Отчёт о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий. В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.