Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Положение о классном руководстве

Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению на заседании
педагогического совета
протокол №
от 31.08.20 г

Утверждаю
директор МБОУ СОШ №37
_____________Н.И. Грановская
приказ № 51/20 от 31.08. 2020 г
Положение
о классном руководстве

I. Общие положения
1.1.

1.2.
1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ, инструктивнометодическими документами Министерства образования Российской Федерации об
организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и
деятельности классного руководителя, Уставом МБОУ СОШ №37 (далее - Школа) и
регламентирует работу классного руководителя.
Классное руководство - профессиональная деятельностьпедагога,направленная на
воспитание ребенка в классном ученическом коллективе.
В своей деятельности классный руководительруководствуется Положениями
Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, законодательства Российской
Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ, Семейным кодексом РФ,
Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»,
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО), нормами Устава Школы и настоящего
Положения.
Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности.
Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности
приказом директора школы. Непосредственное руководство и координацию работы
классных руководителей осуществляет заместитель директора по воспитательной
работе.
На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его
обязанности возлагаются на других педагогических сотрудников. Временное
исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа
директора, изданного с соблюдением требований законодательства отруде.
Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с
администрацией школы, родителями (законными представителями детей), органами
школьного и классного ученического самоуправления, педагогом-психологом,
социальным педагогом, педагогом организатором, педагогами дополнительного
образования.
Требования к уровню профессиональной подготовки классного руководителя:
• высокий уровень духовно- нравственнойкультуры;
• знания и умения по общей и социальной
педагогике,
общей,
социальной и возрастнойпсихологии;
• знание теоретических
основ воспитания,
владение
технологиями
воспитательного воздействия наличность;
• знание индивидуальных
и возрастных
особенностей
детей
и
подростков;
• владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности
игруппы;

• знание основ физиологии, школьнойгигиены;
• знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и других
•
•
•
•

государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся,
Конвенции о правах ребенка, основ трудовогозаконодательства;
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций по
организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив
развития образования и педагогической практики;
способность
к
самоанализу,
самодиагностике,
прогнозированию,
программированию, коррекции,самоконтролю;
наличие организаторских умений инавыков;
наличие коммуникативных способностей.

II. Цели и задачи деятельности классногоруководителя
2.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный,
планируемый процесс, строящийся на основе анализа предыдущей деятельности,
позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно - ориентированного
подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим
коллективом Школы, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и
межконфессиональныхотношений.
2.2.
Цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающихся, их
успешной социализации вобществе.
2.3. Задачи:
• организовать и осуществлять координацию воспитательного процесса в классе;
• формировать и развивать коллективкласса;
• способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для
развития личности, самореализации каждого обучающегося, сохранения и
раскрытия его потенциальных способностей;
• создать условия для формирования у обучающихся базовых национальных
ценностей:
• воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и
обязанностямчеловека;
• воспитывать нравственные чувства и этическоесознание;
• воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
• формировать ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
• воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде
(экологическоевоспитание);
• воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представления
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
• способствовать формированию у учащихся нравственных смыслов и
духовныхориентиров;
• организовать систему отношений коллектива класса через разнообразные формы
воспитывающейдеятельности;
• организовать разнообразные виды коллективной творческой деятельности,
вовлекающие обучающихся
в
общественно-социализирующие отношения,
способствующие их сплочению и положительномувзаимодействию;
• способствовать формированию гуманных отношений между обучающимися,
между обучающимися и педагогическими работниками;
• защищать права и интересыобучающихся;
• проводить профилактическую работу с обучающимися (профилактика
травматизма, употребления ПАВ, суицидального поведения, экстремизма, и др.);
• использовать данные психолого-педагогической диагностики, для регулирования и
коррекции личностного развитияобучающихся;

•

развивать
культуру
межэтнических
и
межконфессиональных
отношений.
III. Функции классногоруководителя
3.1. Аналитическаяфункция:
 изучение индивидуальных особенностейобучающихся;
 выявление специфики и определение динамики развития классного
коллектива;
 изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждогоребенка;
 изучение и анализ влияния лицейской среды и малого социума на
обучающихсякласса;
3.2. Прогностическаяфункция:
 прогнозирование
уровней
воспитанности,
личностного
развития
обучающихся и этапов формирования классногоколлектива;
 прогнозирование результатов воспитательнойдеятельности;
 построение
модели
воспитания
в
классе,
соответствующей
воспитательной системе Лицея вцелом;
 предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе отношений.
3.3. Организационно-координирующаяфункция:
 координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса вцелом;
 координация формирования классного коллектива через организацию и
стимулирование разнообразных видов деятельности обучающихся в классном
коллективе: оказание помощи и организация сотрудничества в планировании
общественно значимой деятельности обучающихся, организация деятельности
органов ученическогосамоуправления;
 организация взаимодействия с учителями-предметниками, педагогом психологом,
социальным педагогом, педагогом-организатором, педагогами
дополнительного
образования, библиотекарем, медицинским работником Школы, семьей.
Выполнение роли посредника между ребенком и всеми социальными институтами
в разрешении личностных кризисовобучающихся;
 содействие в организации внеурочной деятельности обучающихся, в получении
дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы и т.д.) как в Школе, так и в
учреждениях дополнительного образования;
 участие в работе педагогических и методических советов, Совета профилактики,
административныхсовещаниях;
 координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой
внеурочной деятельности, организация участия класса в общешкольных
мероприятиях вовнеучебное и каникулярноевремя;
 организация работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную
деятельность, привлечение родителей к участию в образовательнойдеятельности;
 забота о физическом и психическом здоровьеобучающихся;
 организация горячего питания обучающихся в Школе;
 выявление и учет детей социально незащищенных категорий (совместно с
социальнымпедагогом);
 обеспечение охраны прав и социальной защиты всех категорий обучающихся;
 систематическое посещение неблагополучных семей в целях изучения, контроля,
коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой
стратегии и тактики воспитательной работы (совместно с социальнымпедагогом);
 систематическое наблюдение за поведением детей «группы риска» и состоящих на
учете вПДН;
 организация соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
учащихся» и УставаШколы;





организация выполнения обучающимися санитарных правил инорм;
ведение документации классногоруководителя;
систематическое проведение классных часов (1 раз в неделю) с обучающимися
класса;
 систематическое проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть);
 классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период
учебной деятельности, проведения внеклассных, общешкольных,
выездныхмероприятий.
3.4. Коммуникативнаяфункция:
 развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися,
между обучающимися ивзрослыми;
 оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации кколлективу;
 содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого
отдельногоребенка;
 оказание
помощи
обучающимся
в установлении
отношений
с
окружающими детьми,социумом;
 информирование обучающихся о действующих детских и молодежных
общественных организациях, иобъединениях.
3.5. Контрольнаяфункция:
 контроль за успеваемостью каждогообучающегося;
 контроль за посещаемостью учебных занятийобучающимися;
 контроль за самочувствиемобучающихся;
 контроль за организацией питания обучающихсякласса;
 контроль соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
учащихся» и УставаШколы;
 контроль за состоянием закреплённогокабинета.
IV. Обязанности классногоруководителя
4.1. Осуществлять систематический анализ состояния успеваемости и динамики общего
развития своих воспитанников; помощь в выявлении учащихся с низкими показателями в
учебной деятельности и своевременная работа по установлению статусаОВЗ;
4.2. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе, вовлекать учащихся в
систематическую деятельность классного и школьного коллективов;
4.3. Изучать индивидуальные особенности личности учащихся, условия их
жизнедеятельности в семье ишколе;
4.4. Отслеживать и своевременно выявлять девиантное проявление в развитии и поведении
учащихся,
осуществлять
необходимую
обоснованную
педагогическую
и
психологическую коррекцию, в особо сложных и опасных случаях информировать об
этом администрацию Школы;
4.5. Оказывать помощь воспитанникам в решении их острых жизненных проблем
иситуаций;
4.6. Содействовать социальной, психологической и правовой защите учащихся;
4.7. Вовлекать в организацию воспитательного процесса в классе педагогов
предметников, родителей учащихся, специалистов из других сфер (науки, искусства,
спорта, правоохранительных органов ипр.);
4.8. Пропагандировать здоровый образжизни;
4.9. Регулярно информировать родителей (законных представителей) учащихся об их
успехах или неудачах, созывать плановыеи внеплановыеродительские собрания.
Контролировать посещение учебных занятий учащимися своего класса;
4.10. Координировать работу учителей-предметников, работающих в классе, с целью
недопущения неуспеваемости учащихся и оказания им своевременной помощи вучебе;
4.11. Планировать свою деятельность по классному руководству в соответствии с
требованиями к планированию воспитательной работы, принятыми вШколе;

4.12. Регулярно проводить классные часы, другие внеурочные мероприятия с классом;
4.13. Вести документацию по классу:
 Классный (электронный и бумажный) журнал.
 Личные дела обучающихся.
 План воспитательной работы в классе на учебныйгод.
 Сведения об обучающихся и ихродителях.
 Социальный паспорт класса.
 Общая и индивидуальная карта занятости обучающихся во внеурочной
деятельности.
 Сведения о родительском комитете класса.
 Протоколы родительских собраний.
 Общественные поручения обучающихся, актив класса.
 Анализ воспитательной работы за год.
 Характеристики обучающихся (по необходимости).
 Планы-конспекты классных часов и внеклассныхмероприятий.
 Диагностические материалы.
4.14. Повышать свой квалификационный уровень в сфере педагогики и
психологии;
4.15. Соблюдать требования техники безопасности, нести ответственность за жизнь и
здоровье детей в период проведения внеклассных и выездных мероприятий;
4.16. Быть примером для учащихся в частной и общественной жизни,
демонстрировать на личном примере образцы нравственногоповедения.
V. Организация работы классногоруководителя
5.1. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в
соответствии с даннойциклограммой:
Классный руководитель ежедневно:
 определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся, выясняет
причины их отсутствия илиопоздания;
 проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и не
посещаемости учебныхзанятий;
 организует и контролирует дежурство учащихся в классномкабинете;
 организует питание обучающихся в столовуюШколы;
 контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
учащихся» и УставаШколы;
 организует различные формы индивидуальной работы с учащимися, в том числе в
случае возникновения девиации в ихповедении.
Классный руководитель еженедельно:
 проводит классный час в соответствии с планом воспитательнойработы;
 проверяет ведение обучающимися дневников, выставляет оценки за неделю
(принеобходимости);
 организует работу с родителями (поситуации);
 проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе (по ситуации);
 анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных учащихся.
Классный руководитель ежемесячно:
 проводит встречи с педагогом-психологом,
социальным
педагогом
и
учителями-предметниками;
 решает хозяйственные вопросы вклассе;
 организует заседание родительского комитетакласса;
 организует работу классногоактива;
 присутствует
на всех мероприятиях,
в которых принимают
участие
обучающиесякласса;
 присутствует на всех психолого-педагогических и организационных мероприятиях,
проводимых для родителей (законных представителей) своего класса.

Классный руководитель в течение четверти:
 заполняетжурнал;
 проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния
успеваемости и уровня воспитанностиучащихся;
 проводит коррекцию
плана воспитательной
работы на следующую
четверть;
 проводит классное родительскоесобрание;
 организует деятельность обучающихся по ведениюпортфолио.
 представляет
отчет об успеваемости
учащихся
класса и отчет по
воспитательной работе за четверть.
Классный руководитель ежегодно:
 оформляет личные делаучащихся;
 анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень
воспитанности обучающихся в течение года;
 составляет
план воспитательной
работы в классе (план классного
руководителя);
 собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность об
обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОО-1,
трудоустройство выпускников ипр.);
 заполняет социальный паспорт класса.
5.2. Классный
час может
проводиться
классным
руководителем
в
произвольной форме (в соответствии с планомработы);
5.3. Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух
вмесяц;
5.4 Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть;
5.5. Классный руководитель обязан по требованию администрации Школы готовить и
предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе (в установленный
администрацией срок сдачи отчетов);
5.5 Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на педагогическом или
методическом советах, административных совещаниях;
5.6 Классный руководитель обязан принимать активное участие в методической работе
Школы, повышать свое профессиональное мастерство путем участия в семинарах, курсах.
VI. Права классного руководителя
6.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье
обучающихся;
6.2. Контролировать результаты учебной деятельностикаждого
обучающегося класса с целью оказания своевременной помощи отстающим
обучающимся;
6.3.
Координировать
работу
учителей-предметников
в
классе,
организовывать педагогические консилиумы, малыепедсоветы;
6.4. По согласованию с заместителем директора по УВР присутствовать на любых уроках
или мероприятиях, проводимых вклассе;
6.5. Выносить на рассмотрение администрации Школы, педагогического совета, органов
самоуправления,
родительского
комитета предложения, инициативы как от имени
классного коллектива, так и от своего имени;
6.6. Получать
своевременную
методическую
и
организационно
педагогическую
помощь
от руководства
Школы,
а также
органов
самоуправления;
6.7. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, с
учетом
основных
принципов
общешкольного
планирования,
разрабатывать
индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными
представителями), определять формы организации деятельности классного коллектива и
проведения классныхмероприятий;

6.8. Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности
родительского комитетакласса;
6.10. Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми, исходя из
конкретной ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемамвоспитания;
6.11. Участвовать в организации и проведении общешкольных мероприятий с
учащимися;
6.12. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести,
достоинстваипрофессиональнойрепутациивслучаенесогласиясоценкамиего деятельности
со стороны администрации Школы, родителей, обучающихся, других педагогов.
6.13. Выбирать формы повышения педагогического мастерства через систему
переподготовки педагогических кадров, участие в различных коллективных и групповых
формах методической работы, через систему образования и выезднуюстажировку.

VII.

Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя

7.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на
основании двух групп критериев: результативности и деятельности;
7.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданскойзрелости);
7.3. Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися;
взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе и
другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным
персоналом
общеобразовательного
учреждения,
родителями
(законными
представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению,
творческому развитиюобучающихся;
7.4. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в
равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев;
7.5. Слагаемыми
эффективности
работы
классного
руководителя
являются
положительная динамикав:
 состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;
 степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового
образажизни;
 уровне воспитанностиучащихся;
 проценте посещаемости учебных занятий и внеурочныхмероприятий;
 уровне сформированности классного коллектива;
 проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;
 рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в
мероприятиях различногоуровня;
 степени участия классного коллектива в работе органов ученического
самоуправления.
7.6. Администрация Школы включает в график контроля мероприятия по изучению
эффективности реализации функций классногоруководителя.
VIII. Ответственность классного руководителя
8.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во
время воспитательных мероприятий склассом;
8.2. Классный
руководитель
за
неисполнение
своих обязанностей
несёт
административную ответственность и иную ответственность в соответствии с
действующимзаконодательством;
8.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с
физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, классный

руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с
трудовым законодательством и Федеральным законом Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является
мерой дисциплинарнойответственности.
8.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный
руководитель привлекается к административной ответственности в порядке,
предусмотренном административнымзаконодательством.
8.4. За виновное причинение Школе или участникам образовательного процесса ущерба
в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный
руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах,
установленных трудовым и гражданскимзаконодательством;
8.5.
За невыполнение и ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава
и Правил внутреннего трудового распорядка, распоряжений директора Школы,
должностных обязанностей, педагогический работник несет дисциплинарную
ответственность. Срок действия положения не ограничен. При изменении
законодательства
в
акт
вносятся
изменения
в
установленном
порядке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».