Рассмотрено и рекомендовано на
заседании педагогического совета
Протокол №
от 31.08.2020 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 37
_________________ Н.И. Грановская
Приказ № 66/18 от « 31» августа 2020 г.
Положение о портфолио
обучающегося уровня среднего общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 37 города Новошахтинска
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающегося уровня среднего общего
образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 37 города Новошахтинска
(далее – Положение) разработано в рамках реализации ФГОС СОО, с целью
индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и
профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них
мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и
социализации.
1.2. Положение определяет порядок оценки деятельности обучающегося
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 37 города Новошахтинска (далее МБОУ СОШ №
37) по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио.
1.3. «Портфель личных достижений» (далее - портфолио) – это индивидуальная
папка обучающегося, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются
индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной,
творческой, социальной, коммуникативной за учебный год и за весь период его
обучения в МБОУ СОШ № 37.
1.4. Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих
совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных
учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки,
которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга
учащихся.
1.5. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного,
системно-деятельностного, компетентностного подходов к образованию, что делает
его перспективной формой представления индивидуальной направленности
учебных достижений конкретного обучающегося, отвечающей задачам профильного
обучения.
1.6. На уровне среднего общего образования Портфолио служит инструментом
профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории
обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности,
степени развитости, воспитанности и социализированности его личности,
готовности к осознанному и самостоятельному выбору профиля обучения в СПО
или в ВУЗе, т.е к профессиональному самоопределению.
Портфолио содержит информацию о результатах участия в олимпиадах,
конкурсах, о предметах и курсах, пройденных в ходе профильного обучения, а
также практиках, проектной, учебно-исследовательской деятельности; в портфолио
могут быть представлены творческие работы, которые свидетельствуют не только о
способностях обучающегося – будущего абитуриента, но и умении их реализовать, о
его самоорганизации и коммуникативных навыках.
2. Цели и задачи портфолио
2.1. Цель внедрения технологии портфолио – отслеживание, учёт и оценивание
индивидуальных достижений обучающихся, повышение образовательной
активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга
обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика, весь
спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2. 2. Основными задачами применения портфолио являются:
o
создание ситуации успеха для каждого обучающегося, повышение самооценки
и уверенности в собственных возможностях;
o
максимальное
раскрытие
индивидуальных
способностей
каждого
обучающегося;
o
развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
o
формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации
дальнейшего творческого роста;
o
формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
o
приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися
возможностями;
o
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию;
o
содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.
3. Функции портфолио
3.1.Диагностическая — позволяет проследить личностный рост ребенка,
формирование умения учиться, дает возможность узнать особенности
эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении.
3.2.Контролирующая и оценивающая — оценка своих достижений в учебной
деятельности, помогает ребенку осознать и зафиксировать свои успехи,
проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
3.3.Воспитательная — осознание в себе ученика, человека, ценностных ориентаций.
3.4.Функция творческого развития — позволяет проявить творческие способности.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио обучающегося средней школы является одной из составляющих
«портрета» выпускника уровня среднего общего образования и играет важную роль
для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
4.2. Период составления портфолио 2 года (10-11 классы).
4.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое
знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на
классного руководителя.
5. Участники работы над портфолио и их функциональные обязанности
5.1. Участниками работы над портфолио являются обучающегося, их родители,
классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного
образования и администрация МБОУ СОШ № 37.
5.2. Обязанности обучающегося:
Оформляет портфолио в соответствии с принятой в школе структурой. Все записи
ведет аккуратно, самостоятельно и систематически. Обучающийся имеет право
включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы
оформления, отражающие его индивидуальность.
5.3. Обязанности родителей:
Помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением
портфолио.
5.4. Обязанности классного руководителя:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого –
сотрудничество, определение направленного поиска, обучение основам ведения
портфолио; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на
их
личностное
и
профессиональное
самоопределение.
Осуществляет
посредническую деятельность между обучающимися, учителями-предметниками и
педагогами дополнительного образования. Осуществляет контроль пополнения
обучающимися портфолио. Классный руководитель оформляет итоговые документы
на
основании
сертифицированных/несертифицированных
материалов,
представленных в портфолио, и несёт ответственность за достоверность
информации, представленной в итоговом документе.
5.5. Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
Проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию портфолио. Предоставляют обучающимся места деятельности для
накопления материалов. Организуют проведение олимпиад, конкурсов,
конференций по предмету или образовательной области. Разрабатывают и внедряют
систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету. Проводят
оценку представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные
работы.
5.6. Обязанности администрации МБОУ СОШ № 37:
5.6.1. Заместитель директора организует работу и осуществляет контроль за
деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в
образовательном процессе.
5.6.2.
Директор
утверждает
нормативно-правовую
документацию,
обеспечивающую ведение портфолио, а также распределяет обязанности участников
образовательных отношений по данному направлению деятельности. Создает
условия для мотивации педагогов к работе по данной системе оценивания и
осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы МБОУ СОШ № 37.
6. Структура, содержание и оформление портфолио
6.1.Портфолио обучающегося имеет следующие разделы:
Титульный лист. Приложение 1.
Оценка достижений обучающихся по материалам портфолио. Приложение 2.
Сводная итоговая ведомость. Приложение 3.
Ведомости участия в различных видах деятельности. Приложение № 4.
Лист общеучебных достижений. Приложение 5.
Кроме того, в портфолио включаются и иные документы (по желанию),
характеризующие обучающегося с точки зрения его внеурочной и досуговой
деятельности. Совокупность этих материалов дает достаточно объективное,
целостное и сбалансированное представление - как в целом, так и по отдельным
аспектам, - об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех
наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.
7. Технология ведения Портфолио
7.1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в МБОУ СОШ № 37
структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим обучающимся в
папке-накопителе с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.
7.2. По необходимости, работа обучающегося с портфолио сопровождается помощью
педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной работы которых
устанавливается
отношения
партнерства,
сотрудничества.
Это позволяет
обучающимся укреплять самостоятельность, брать на себя контроль и
ответственность.
7.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы,
элементы оформления с учетом его индивидуальности.
7.4. При оформлении следует соблюдать следующие требования:
Записи вести аккуратно и самостоятельно.
Предоставлять достоверную информацию.
Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и
визироваться (кроме грамот, благодарностей) в течение года.
В конце года обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений
в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом
имеющихся результатов.
8. Подведение итогов работы
Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным
руководителем.
Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена
в таблице (Приложение 2)
Оценка по каждому виду деятельности (Приложение 4) суммируется, вносится в
итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и
заверяется печатью Учреждения. Образец «Сводной итоговой ведомости»
представлен в (Приложении 3)
Лист общеучебных достижений (Приложение №5)
Приложение 1.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37 города Новошахтинска
ПОРТФОЛИО
Место для фотографии
Фамилия __________________________________________________________
Имя ______________________________________________________________
Отчество __________________________________________________________
Приложение 2.
Оценка достижений обучающихся по материалам портфолио.
Показатели
Измерители
Учебная
деятельность
1 - 8 класс – средний балл годовых оценок
9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата
Олимпиады
Школьная:
Победитель
Призер
Участник
Муниципальная:
Победитель
Призер
Участник
Областная:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийская:
Победитель
Призёр
Участник
Школьные соревнования:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Областные соревнования, спартакиады:
Победитель
Призер
Участник
Всероссийские соревнования, спартакиады:
Победитель
Призёр
Участник
Участие в кружках, секциях
Школьные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Муниципальные конкурсы, фестивали, выставки:
Победитель
Призёр
Участник
Областные конкурсы, фестивали:
Победитель
Призёр
Участник
Участие
Участвовал и стал призёром
Организация и проведение мероприятия
Спортивные
достижения.
Дополнительн
ое
образование.
Школьные
мероприятия,
практики
Результат
- балл
До 5
До 5
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
3
2
1
5
4
3
7
6
5
9
8
7
2
3
2
1
5
4
3
7
6
5
1
2
3
Приложение 3.
Сводная итоговая ведомость.
_____________________________________________________________________________________
(Фамилия, имя, отчество)
______________________________________________________________________________________
(полное название образовательного учреждения)
Класс_________
№
Показатели
1
Учебная деятельность
2
Достижения в олимпиадах, конкурсах
3
Спортивные достижения
4
Дополнительное образование
5
Участие в мероприятиях и практиках
6
Иное
Балл
ИТОГО:
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов,
представленных в портфолио.
Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому
документу.
Дата.
Директор
__________________________
М.п.
Классный руководитель: __________________________
Приложение 4.
Ведомости участия в различных видах деятельности.
Участие в олимпиадах:
№
Название
Предмет
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Участие в общественной жизни класса и школы:
№
Название
Содержание
Уровень
Результат
Дата
Подпись
Достижения в системе дополнительного образования и иных образовательных учреждениях:
№
Название
Сфера
учёбы
Учреждение
Результат
Дата
Подпись
Дата
Подпись
Спортивные достижения:
№
Название
Уровень
Результат
Практики: трудовая, социальная:
№
Название
Содержание Учреждение Результат
Дата
Подпись
Творческие работы, рефераты, проекты:
№
Название
Область
знаний
Количество
страниц
Результат
Дата
Подпись
Приложение 5
Лист общеучебных достижений
№ категории
1.Классная работа выполнялась
всегда
регулярно
редко
2. Домашние задания выполнялись
всегда
регулярно
редко
3.Подготовка дополнительной литературы к урокам:
всегда
регулярно
редко
никогда
4.Отношение к учебе в целом
положительное
безразличное
негативное
5.Участие в работе класса на уроках:
постоянное
инициативное
регулярное
частое
редкое
6. Уровень познавательного интереса:
интерес проявляется часто
редко
почти никогда
7. Ответственность и самостоятельность в учебной деятельности
всегда самостоятелен
нуждается в сопровождении и помощи
самостоятельность проявляется редко
уклоняется от самостоятельности
8. Глубина усвоения материала:
воспроизводит с элементами собственного творчества
воспроизводит знания полностью
воспроизводит знания частично
9.Организация учебной деятельности:
готов к уроку самостоятельно
готов к уроку с напоминанием
не готов к уроку
10. Оформление работ
по всем требованиям
требования частично нарушены
аккуратно
грязно
11. Темп работы:
опережает темп работы класса с высоким качеством
опережает темп работы класса с недостаточным качеством
соответствует темпу урока
отстает от темпа урока
12. Понимание смысла учебной деятельности:
10 класс
11 класс
формирует цель учебной деятельности
формулирует цель с помощью учителя
не умеет формулировать цель
13.Умение организовывать и контролировать свою работу на
уроке
всегда
иногда
редко
14. Взаимоотношения с товарищами
положительные
безразличные
негативные
15.Соблюдение норм и правил поведения:
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
16. Общие учебные навыки усвоены
на высоко уровне
на среднем уровне
на среднем уровне
ниже среднего