Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 37
Грановская Н.И.
Приказ № 152 от 31.08.2019 года
Должностная инструкция учителя,
учитывающая требования профессионального стандарта педагога
Настоящая должностная инструкция педагога в средней школе разработана и утверждена на
основании следующих документов:
- Трудовой кодекс РФ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 года № 23
Приказ Минтруда России от 5 августа 2016 года № 422н "Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)"
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Устав школы;
Правила внутреннего трудового распорядка.
1. Общие положения
1.1. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период
отпуска и временной нетрудоспособности учителя его обязанности могут быть возложены на
другого учителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на
основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства
о труде.
1.2. Учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или
в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к
стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности
в общеобразовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
1.3. Учитель непосредственно подчиняется заместителю директора.
1.4. Учитель должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную
деятельность;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных
основных образовательных программ основного и среднего общего образования;
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
методику преподавания предмета, программы и учебники по преподаваемому
предмету;
1
теорию и методы управления образовательными системами, методику учебной и
воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов
и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности;
педагогику, психологию, возрастную физиологию;
основы научной организации труда;
современные методы и педагогические технологии пол и культурного,
продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного
подхода(7-11кл), системно-деятельностного подхода (1-6 классы), развивающего
обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
основы экологии, экономики, социологии;
школьную гигиену;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с
обучающимися разного возраста, их родителями (законными представителями),
коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения;
основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка школы;
трудовое законодательство;
режим работы школы;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. В своей деятельности учитель должен руководствоваться:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;
указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Правительства
Российской Федерации, правительства субъекта Российской Федерации и органов
управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания
обучающихся;
трудовым законодательством;
правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты;
уставом и локальными нормативными актами школы, в том числе правилами
внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора,
настоящей должностной инструкцией, трудовым договором.
Учитель должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка и требования
положения о нормах профессиональной этики педагогических работников.
2. Функции
Основными функциями, выполняемыми учителем, являются:
2.1. Осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психологофизиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета;
2.2. Организация образовательного процесса на своих уроках и других мероприятиях с
обучающимися, руководство и контроль за развитием этого процесса;
2.3. Обеспечение социализации, осознанного выбора и последующего освоения
обучающимися профессиональных программ, формирование общей культуры личности;
2.4. Обеспечение соблюдения обучающимися норм и правил техники безопасности в
образовательном процессе на своих уроках и в ходе других видов деятельности.
2
3. Должностные обязанности
Учитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует:
систематически эффективность учебных занятий и подходов к обучению;
административные и срезовые контрольные работ и в трехдневный срок (за
исключением сочинения в 9-11-х классах, которые проверяются в недельный срок)
представляет по ним отчет непосредственно заместителю директора по учебновоспитательной работе;
результаты усвоения обучающимися преподаваемого им предмета (учебной
дисциплины, образовательного модуля);
3.2. Прогнозирует:
тенденции изменения ситуации в области образования для корректировки
образовательных программ и учебных планов;
последствия запланированных изменений в образовательной программе, учебном
плане;
последствия внедрения новшеств;
3.3. Планирует и организует:
образовательный процесс в соответствии с образовательной программой школы;
самостоятельную деятельность обучающихся, в числе исследовательскую и
проблемное обучение
осуществление систематического контроля качества знаний, умений и навыков
обучающихся и выполнения ими домашних заданий;
проведение предметных олимпиад, конференций, турниров;
работу с обучающимися по подготовке к ГИА;
просветительскую работу для родителей (законных представителей) обучающихся по
вопросам организации освоения федеральных государственных стандартов и
образовательных программ по преподаваемому предмету;
овладение обучающимися рациональными способами и приемами учебной
деятельности;
оснащение закрепленного за ним учебного кабинета или другого помещения
наглядными пособиями, учебно-методической и художественной литературой по
профилю преподаваемого предмета;
с участием заместителя директора (учебно – воспитательная работа, административ
но-хозяйственная работа) своевременную и качественную паспортизацию учебного
кабинета или другого закрепленного за ним помещения;
3.4. Координирует:
работу обучающихся по освоению ими федеральных государственных
образовательных стандартов и образовательных программ по преподаваемому
предмету;
взаимодействие обучающихся между собой во время проводимых им уроков и
внеклассных мероприятий;
3..5. Контролирует:
систематически качество знаний и компетенций учащихся, выполнение ими
домашних заданий;
соблюдение учащимися во время занятий правил внутреннего распорядка учащихся и
техники безопасности;
3
безопасность используемых в образовательном процессе оборудования, приборов,
технических и наглядных средств обучения;
соответствие содержания и художественного оформления полиграфической и иной
информационной продукции (в том числе тетрадей, дневников, обложек для книг,
закладок для книг), используемой учащимися в образовательном процессе,
требованиям, предъявляемым к информационной продукции для детей
соответствующей возрастной группы;
3.6. Корректирует:
поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
ход выполнения учебного плана и образовательных программ;
знания учащихся по преподаваемому предмету.
3.7. Разрабатывает:
инструкции по технике безопасности в закрепленном помещении и пересматривает их
при изменении технической оснащенности, но не реже 1 раза в 5 лет;
инструкции для обучающихся по проведению лабораторных и практических работ;
3.8. Консультирует: обучающихся по преподаваемому предмету;
3.9. Оценивает: знания и компетенции обучающихся на основе тестирования и других
методов контроля в соответствии с их реальными учебными возможностями;
3.10. Обеспечивает
формирование универсальных учебных действий;
формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными
технологиями (далее— ИКТ);
формирование мотивации к обучению;
реализацию воспитательных возможностей различных видов деятельности
обучающихся;
создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни школы;
развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности,
инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции,
способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у
учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
формирование у обучающихся толерантности и навыков поведения в изменяющейся
поликультурной среде;
управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс
обучения и воспитания, мотивации их к учебно-познавательной деятельности;
защиту достоинства и интересов обучающихся, помощь обучающимся, оказавшимся в
социально опасном положении;
применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития обучающихся;
оказание адресной помощи обучающимся;
разработку совместно с другими работниками и реализацию совместно с родителями
(законными представителями) обучающихся программ их индивидуального развития;
формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся;
достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных
цензов);
особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, а также обучающимся,
имеющим отклонения в развитии;
4
использование разнообразных форм, приемов, методов и средств обучения, в том
числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС,
современных образовательных технологий, включая информационные, а также
цифровых образовательных ресурсов;
проведение учебных занятий с опорой на достижения в области педагогической и
психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также на
современные информационные технологии и методики обучения;
выполнение образовательной программы, организацию и поддержку разнообразных
видов деятельности обучающихся;
связь обучения по предмету (учебному курсу, образовательному модулю,
образовательной программе) с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных
событий современности;
своевременное составление установленной отчетной документации и ее
представление непосредственным руководителям;
своевременное и аккуратное заполнение классных журналов;
контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием
современных способов оценивания в условиях ИКТ (ведение электронных форм
документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся и пр.);
выставление отметок в журнал и в дневник обучающегося сразу же после оценивания
его ответа или работы;
связь с родителями (законными представителями) обучающихся;
оценку эффективности и результатов обучения обучающихся по предмету (учебному
курсу, образовательному модулю, образовательной программе), учитывая освоение
знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности,
познавательного интереса обучающихся;
использование в своей деятельности компьютерных технологий, в том числе
текстовых редакторов и электронных таблиц;
уважение человеческого достоинства, чести и репутации обучающихся;
поддержание учебной дисциплины, режима посещения занятий
охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
своевременное проведение инструктажа обучающихся по технике безопасности в
закрепленном помещении и его регистрацию в журнале;
выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
своевременную и качественную паспортизацию учебного кабинета или другого
закрепленного за ним помещения;
сохранность оборудования, мебели и санитарное состояния закрепленного
помещения, а также любого другого помещения, в котором учитель проводит какиелибо мероприятия с обучающимися;
своевременное информирование заместителя директора (учебно-воспитательная
работа и дежурного администратора о невозможности выхода на работу из-за болезни;
3..11. Предоставляет возможность:
администрации и (или) назначенным ей лицам присутствовать на своих уроках и
любых мероприятиях, проводимых с обучающимися, при условии предварительного
уведомления не позднее дня, предшествующего урокам и мероприятиям,
3.12. Принимает участие в:
разработке основной общеобразовательной программы школы;
5
создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем
обеспечения безопасности обучающихся, поддержания эмоционального благополучия
ребенка в период пребывания в школе;
работе педагогического совета школы, методического объединения и т.п. в объеме не
менее 3 часов в месяц;
3.13. Проходит:
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
обязательное обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания
первой помощи пострадавшим;
раз в 5 лет обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности;
повышение квалификации по решению аттестационной комиссии.
4. Права
Учитель имеет право:
4.1. Выбирать: обоснованно и использовать при работе с обучающимися образовательные
программы и их учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные
ресурсы из числа утвержденных в школе;
систему промежуточной аттестации учащихся, утвержденную в школе;
4.2. Давать обязательные распоряжения ученикам во время занятий;
4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки,
дезорганизующие образовательный процесс, в порядке, установленном правилами
внутреннего распорядка обучающихся;
4.4.Принимать участие в:
разработке основной общеобразовательной программы школы;
создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды путем
обеспечения безопасности жизни обучающихся, поддержания их эмоционального
благополучия в период пребывания в школе;
принятии решений педагогическим советом;
4.5. Вносить предложения:
о начале, прекращении или приостановлении конкретных методических,
воспитательных или инновационных проектов;
по совершенствованию учебно-воспитательной, экспериментальной и методической
работы;
4.6. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и
нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных
обязанностей;
4.7. Приглашать от имени школы родителей (законных представителей) обучающихся для
информирования об учебных успехах и проблемах их детей, нарушениях ими правил
внутреннего распорядка обучающихся, устава и других локальных нормативных актов
школы;
4.8. Требовать:
от обучающихся соблюдения правил внутреннего распорядка обучающихся,
выполнения устава школы;
от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на
посещение не было дано разрешение администрации школы;
4.9. Повышать свою квалификацию.
5. Ответственность
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и
правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора,
6
локальных нормативных актов школы, должностных обязанностей, установленных
настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей
инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, учитель несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За
грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного взыскания может
быть применено увольнение.
5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации образовательного процесса учитель привлекается к административной
ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным
законодательством.
5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательных отношений ущерба, в
том числе морального, в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных
обязанностей, а также прав, предоставленных настоящей инструкцией, учитель несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или)
гражданским законодательством.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель:
6.1. Работает в соответствии с учебной нагрузкой порасписанию, утвержденному директором
школы;
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый
образовательный модуль в соответствии с учебным планом школы и утвержденной
образовательной программой. План работы утверждается непосредственным руководителем
учителя не позднее 5 дней с начала планируемого периода;
6.3. Представляет непосредственному руководителю письменный отчет о своей деятельности
объемом не более двух машинописных страниц в течение 5 дней по окончании каждого
учебного модуля (полугодия);
6.4. Получает от директора школы и (или) его заместителей информацию нормативноправового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами;
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию
с другими педагогами;
6.6. Исполняет обязанности других учителей и заместителей директора школы в период их
временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в
соответствии с законодательством о труде и уставом школы на основании приказа директора;
6.7. Передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на
совещаниях и конференциях, непосредственно после ее получения.
7. Продолжительность действия данной инструкции.
7.1. Данная инструкция действует до принятия новой инструкции.
С инструкцией ознакомлены:
Ф.И.О.
Должность
Дата
Подпись
Ф.И.О.
Дата
Подпись
Должность
7
8