Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

РП ВУД Музееведение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 37 г. Новошахтинска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В 5, 8Б, 11 КЛАССАХ

________________________________тематическая___________________________________
(тип программы: комплексная/тематическая)

Музееведение
(наименование)
_____________________ духовно-нравственное, _общекультурное_____________________________
Направление развития личности школьника
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное и т.д.)

_______________________

_11-17 лет_______________________________
(возраст обучающихся)

Учитель: Гуторова С.В.

2024-2025 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка
Музей МБОУ СОШ №37 «Зал Памяти» представляет собой историко - краеведческий комплекс
стендов, состоящий из двух направлений: Боевая слава в годы ВОВ и история родного края.
Программа кружка «Музееведение» имеет военно-патриотическую и туристско-краеведческую
направленности, а также элементы художественно-эстетической
направленности, которые
выражаются в оформлении стендов, выставок и экспозиций, в создании презентаций.
При организации работы кружка используются следующие виды деятельности:
1.Военно-патриотическая направленность:
а) гражданско- патриотический;
б) военно- патриотический;
2. Туристско-краеведческая направленность:
а) экскурсионная и музейная педагогика
б) историческое краеведение
Новизна программы состоит в том, что дети, посещающие занятия могут, используя
различные формы и методы организации занятий, не только познакомиться с историческим и
героическим прошлым родного края, но и заняться поисково-исследовательской работой,
активизировать переписку, оформлять тематические экспозиции, создавать видео презентации,
проводить экскурсии и уроки мужества.
Актуальность программы обусловлена познавательной потребностью учащихся в изучении
истории родного края, героического прошлого нашего народа. На занятиях учащиеся, рассматривая
музейные экспонаты, постигают главный закон истории: каждый сегодняшний день должен быть
осмыслен в общем историческом потоке, а значит, мы должны знать свое место и свою роль в
развитии истории духа человеческого и помнить, что будущее зависит от настоящего, поэтому
каждый из нас отвечает за дело, которому служит.
Обогащение ребенка духовной культурой происходит для него ненасильственно, если знание
поступают как практическая созидательная деятельность. Использование средств музейной
педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на
основе законов культуры, традиций и бытия предков. Активное приобщение детей к сохранению
народной культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно
сориентировать ребенка на духовные ценности и дает надежду на возрождение высоко духовного
российского общества.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что для развития
личности ребёнка, посещающего занятия, особое значение приобретает ведение поисковоисследовательской работы. Ребёнок должен сам сформулировать задачу, а новые знания теории
помогут ему в процессе решения этой задачи. Данная работа позволяет на занятии сохранить
высокий творческий тонус при обращении к теории и ведёт к более глубокому её усвоению.
Рабочая программа разработана с учётом современных образовательных технологий,
которые отражаются в:
- в принципах обучения: занятия с детьми организуются с учетом индивидуальных
особенностей, в доступной форме, с учетом преемственности и результативности;
- в формах и методах обучения: на занятиях используются групповые и дифференцированные
формы организации деятельности детей, а так же индивидуальная работа.
Цель. Совершенствование и развитие деятельности школьного музея; проведение занятий,
позволяющих формировать гражданско- патриотические чувства учащихся, расширять знания о
героическом и историческом прошлом родного казачьего края, формировать навыки поисковоисследовательской деятельности.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:













формировать представление о различных сторонах жизни своего края и населения;
познакомить с историей и современной жизнью своего города, поселк;
развивать гражданские качества, патриотическое отношение к России и к родному казачьему
краю, формировать личностно-ценностное отношение к своему родному краю, пробудить
любовь к своей малой Родине;
способствовать укреплению семейных связей: заинтересовать содержанием предмета не
только учащихся, но и родителей; изучить жизнь края в семье через беседы, совместное чтение
краеведческой литературы, семейные экскурсии; приобщить родителей к поисковоисследовательской деятельности.
формировать позитивно-сберегающее отношение к окружающей среде и социальноответственного поведения в ней;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности,
стимулировать стремление узнать как можно больше о родном крае, истории казачества;
формировать навыки поисково-исследовательской деятельности.
формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в
повседневной жизни.
формировать навыки художественного оформления экспозиций, создания презентаций.
Отличительные особенности данной программы.
Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена тем, что большую часть
времени они работают с музейным материалом, связываются с архивами, беседуют со
старожилами, встречаются с очевидцами событий. Занятия предусматривают не только
усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В
основе практических работ лежит поисково – исследовательская деятельность. Программа
предполагает подготовку детей в качестве экскурсоводов. В процессе занятий ребята учатся
оформлять тематические экспозиции.
Организация практической деятельности направлена на то, чтобы ребенок смог не только
грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач,
но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения поисковоисследовательской работе является разъяснение ребенку последовательности действий и
операций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы, от 11 до 17 лет.

Сроки реализации образовательной программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по
40 минут.
Формы занятий:
1.основные формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная и фронтальная.
2.по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое
занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы
занятий.
Занятия состоят из теоретической и практической частей, в которую входит поисковоисследовательская деятельность, составлений выставок, создание видео- презентаций,
проведение экскурсий, посещение музеев города и т.д.
Ожидаемые результаты освоения программы:
 знать материал по истории и культуре родного края, о выдающихся деятелях нашего города,
героических защитниках Отечества;
 знать различные формы работы в музее (фондовая, экспозиционная,
экскурсионная,
поисковая, культурно-массовая);
 знать технологию работы с иллюстрациями и фотографиями;
 уметь составлять и проводить экскурсии;






уметь проводить и организовывать поисково-исследовательскую
краеведческого материала;
уметь оформлять экспозиции, создавать презентации;
уметь работать с разными источниками информации;
овладеть навыками дизайна и оформительского искусства.

работу

по

сбору

Формы подведения итогов реализации рабочей программы - выставки, фестивали, учебноисследовательские конференции, поисково-исследовательские работы, экскурсии, творческие
отчеты и др.
Содержание программы:
Часть 1. Вводные занятия, 2 часа.
Введение. Структура, документация, план работы кружка. Организация работы совета кружка.
Часть 2. История страны – история семьи, 6 часов.
История страны – история семьи.
Моя родословная. Судьба моего родственника.
Семья и ее роль в жизни. Моя семья. Профессия моих предков.
Семейные реликвии. Старая фотография рассказала.
Практические занятия: создание видео-презентации, поисково-исследовательская работа по сбору
материала.
Часть 3. Летопись школы, 3 часов.
Атрибутика школьной жизни. Жизнь школы в разные времена.
Практическое занятие: Исследовательская работа с последующим оформлением летописи школы.
Выпуск стенных газет. Сбор материала о традициях школы.
Часть 4. Наш край в истории, 3 часов.
Понятие “ Малая Родина”. Место края в истории России. Знакомство с памятниками природы.
Происхождение поселка Колхозный и села Красный Яр: легенды и были.
Практические занятия: работа с картой, с периодической печатью, заочные путешествия, экскурсии
по окрестностям, опрос жителей местности.
Часть 5. В час великих испытаний, 12 часа.
Военное прошлое страны: величие подвига народа – победителя в В.О.в.; великие битвы и
полководцы времен Великой Отечественной войны;
Земляки – Герои Советского Союза.
Практическая работа:
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, создание видео-презентации. Сбор и изучение
материала о Героях Советского Союза (жителях г. Новошахтинска), тружениках тыла, близких
родственниках. Просмотр кинофильмов о битве под Москвой, о Сталинградской битве. Проведение
экскурсии по Залу памяти.
Часть 6 . Их именами названы..., 2 часа.
Улицы районов города “История названия улицы”.
Практическая работа:
Изучение биографий легендарных личностей, именами которых названы улицы.
Создание презентации по теме «Их именами названы…».
Часть 7. Память, высеченная в камне, 4 часов.

Памятные места г. Новошахтинска.
Практическая работа по теме: «Памятники пос. Соколово- Кундрюченский и г. Новошахтинска».
Посещение исторических мест г. Новошахтинска.
Часть 8. Обобщение и подведение итогов работы за год, 1часа.
Подведение итогов работы за учебный год.
ЛИТЕРАТУРА
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г. /Вестник
образования. 2005. №19
2. Васнева Л. Программа школа юного экскурсовода. Ж. Воспитание школьников. № 9, 2007.
3. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее.
- М., 2001. - С.34-37.
4. http://www.eduhmao.ru/info/- Информационно-просветительский портал. Музейная педагогика в
школе
5.Чуракова Н., Малаховская О. Музей в твоём классе. - Академкнига, 2006 г
6.Музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!". Концепция, структура, содержание/ Авт.
кол.: Б.А.Столяров, А.Г.Бойко, А.Г.Сечин. - 3-е изд., испр. и доп., 2008. – СПб

Календарно –тематическое планирование в 5 классе

№

Тема занятия

п/п

1
2

3
4
5

6
7
8

9-10
11

12
13-14

15
16-17
18-19
20
21-22

23
24

25-27

28
29

Всего занятий – 34 часа.
Часть 1. Вводные занятия, 2часа.
Введение. Знакомство со структурой и
документацией кружка.
Организация совета кружка.
Обсуждение и составление плана
работы.
Часть 2. История страны – история
семьи, 6 часов.
История страны – история семьи.
Моя родословная. Создание видеопрезентации.
Поисково-исследовательская работа по
сбору материала по теме “ Судьба
моего родственника”.
Семья и ее роль в жизни. Моя семья.
Создание видео-презентации.
Профессия моих предков. Сбор
материала.
Семейные реликвии. Старая
фотография рассказала.
Часть 3 . Летопись школы, 3 часа
Исследовательская работа «Из истории
нашей школы»
Атрибуты школьной жизни. Жизнь
школы в разные годы. Сбор
информации, выпуск стенных газет.
Часть 4. Наш край в истории, 3 часа.
Место родного края в истории России.
Поисково-исследовательская работа
«Происхождение названия поселка:
легенды и были».
Часть 5. В час великих испытаний,
12 часов.
Величие подвига народа – победителя
в Великой Отечественной войне
Сталинградская битва.
Великие полководцы Великой
Отечественной войны
Битва под Москвой.
Поисково-исследовательская работа
«В жизни есть всегда место подвигам».
Сбор материала о земляках участниках Великой Отечественной
войны.
Земляки – Герои Советского Союза.
Создание презентации о земляках –
ветеранах Великой Отечественной
войны
Проведение экскурсий по Залу Памяти
для 1- 6 классов
Часть 6 . Их именами названы…
2 часа.
Улицы города Новошахтинска
Их именами названы улицы посёлка…

Количество часов
Теория

Практика

11

33

1
1

1
1
1

1
1
1

2
1

1

1
2

1
2
2
1
2

1
1

3

1
1

Дата
План.

Факт.

30
31
32-33

34

Часть 7. Память, высеченная в
камне, 4 часов.
Памятники и памятные места
г. Новошахтинска. Экскурсия.
Памятники поселка
Соколово – Кундрюченский.
Уход за памятниками
Часть 8. Обобщение и подведение
итогов за год.
Подведение итогов работы за учебный
год.

1
1
2

1

Календарно –тематическое планирование в 8Б классе

№
п/п

1

2

3
4
5

6

7
8

9-10
11

12
13-14

15

16-17
18-19
20
21-22

Тема занятия

Всего занятий – 34 часа.
Часть 1. Вводные занятия, 2часа.
Введение. Знакомство со
структурой и документацией
кружка.
Организация совета кружка.
Обсуждение и составление плана
работы.
Часть 2. История страны –
история семьи, 6 часов.
История страны – история семьи.
Моя родословная. Создание видеопрезентации.
Поисково-исследовательская
работа по сбору материала по теме
“ Судьба моего родственника”.
Семья и ее роль в жизни. Моя
семья. Создание видеопрезентации.
Профессия моих предков. Сбор
материала.
Семейные реликвии. Старая
фотография рассказала.
Часть 3 . Летопись школы, 3 часа
Исследовательская работа «Из
истории нашей школы»
Атрибуты школьной жизни. Жизнь
школы в разные годы. Сбор
информации, выпуск стенных
газет.
Часть 4. Наш край в истории, 3
часа.
Место родного края в истории
России.
Поисково-исследовательская
работа «Происхождение названия
поселка: легенды и были».
Часть 5. В час великих
испытаний, 12 часов.
Величие подвига народа –
победителя в Великой
Отечественной войне
Сталинградская битва.
Великие полководцы Великой
Отечественной войны
Битва под Москвой.
Поисково-исследовательская
работа
«В жизни есть всегда
место подвигам». Сбор материала о

Дата
Количество
часов
Теория
Практика
11
33
1

1

1
1
1

1

1
1

2
1

1

1
2

1

2
2
1
2

План.

Факт.

23
24

25-27

земляках - участниках Великой
Отечественной войны.
Земляки – Герои Советского
Союза.
Создание презентации о земляках
– ветеранах Великой
Отечественной войны
Проведение экскурсий по Залу
Памяти для 1- 6 классов

1
1

3

Часть 6 . Их именами названы…
2 часа.

28
29

30
31
32-33

34

Улицы города Новошахтинска
Их именами названы улицы
посёлка…
Часть 7. Память, высеченная в
камне, 4 часов.
Памятники и памятные места
г. Новошахтинска. Экскурсия.
Памятники поселка
Соколово – Кундрюченский.
Уход за памятниками
Часть 8. Обобщение и подведение
итогов за год.

1
1

Подведение итогов работы за
учебный год.

1

1
1
2

Календарно –тематическое планирование в 11 классе

№
п/п

1

2

3
4
5

6

7
8

9-10
11

12
13-14

15

16-17
18-19
20
21-22

Тема занятия

Всего занятий – 34 часа.
Часть 1. Вводные занятия, 2часа.
Введение. Знакомство со
структурой и документацией
кружка.
Организация совета кружка.
Обсуждение и составление плана
работы.
Часть 2. История страны –
история семьи, 6 часов.
История страны – история семьи.
Моя родословная. Создание видеопрезентации.
Поисково-исследовательская
работа по сбору материала по теме
“ Судьба моего родственника”.
Семья и ее роль в жизни. Моя
семья. Создание видеопрезентации.
Профессия моих предков. Сбор
материала.
Семейные реликвии. Старая
фотография рассказала.
Часть 3 . Летопись школы, 3 часа
Исследовательская работа «Из
истории нашей школы»
Атрибуты школьной жизни. Жизнь
школы в разные годы. Сбор
информации, выпуск стенных
газет.
Часть 4. Наш край в истории, 3
часа.
Место родного края в истории
России.
Поисково-исследовательская
работа «Происхождение названия
поселка: легенды и были».
Часть 5. В час великих
испытаний, 12 часов.
Величие подвига народа –
победителя в Великой
Отечественной войне
Сталинградская битва.
Великие полководцы Великой
Отечественной войны
Битва под Москвой.
Поисково-исследовательская
работа
«В жизни есть всегда
место подвигам». Сбор материала о

Дата
Количество
часов
Теория
Практика
11
33
1

1

1
1
1

1

1
1

2
1

1

1
2

1

2
2
1
2

План.

Факт.

23
24

25-27

земляках - участниках Великой
Отечественной войны.
Земляки – Герои Советского
Союза.
Создание презентации о земляках
– ветеранах Великой
Отечественной войны
Проведение экскурсий по Залу
Памяти для 1- 6 классов

1
1

3

Часть 6 . Их именами названы…
2 часа.

28
29

30
31
32-33

34

Улицы города Новошахтинска
Их именами названы улицы
посёлка…
Часть 7. Память, высеченная в
камне, 4 часов.
Памятники и памятные места
г. Новошахтинска. Экскурсия.
Памятники поселка
Соколово – Кундрюченский.
Уход за памятниками
Часть 8. Обобщение и подведение
итогов за год.
Подведение итогов работы за
учебный год.

1
1

1
1
2

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».