Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Казачата 2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КАЗАЧАТА»
для 4а класса

Составитель:Ковалева А.В.

2024-2025 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Традиции донского

казачества» является дисциплиной регионального компонента, поэтому в
ФГОС нет информации о ее содержании.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла
являются

одним

из

факторов,

помогающих

людям

осознать

свою

принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение
к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры
казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в
этот временной период начинается формирование любви к родной земле,
гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре донского казачества
является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для
классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как
совершенно

самостоятельная

учебная

дисциплина

дополнительного

образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о
донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных
традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма
учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
• знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными
особенностями, основными ремёслами, видами труда;
• ознакомление

с

основными

историческими

вехами

донского

казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам,

знаменательным датам;
• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского
края;
• привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
• развитие творческих способностей детей;
• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение
2-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков,
помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура
донских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на
Дону», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории донского
казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из
истории донского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».
Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако
содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в
зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся
путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностноориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи,
своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 2ч в год. Год обучения состоит из
68учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа
(всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используются для проведения
вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным
мероприятиям.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятиевстреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция,
занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные
занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по
данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой

характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более
пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия
второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный
характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов,
самостоятельный поиск знаний).
Отчёт о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов,
фестивалей, массовых мероприятий.
В результате реализации данной программы планируется формирование у
учащихся ключевых компетенций.
2. Тематический план программы.
№
п/п

Наименование разделов

Всего
часов

1.

Вводное занятие.

1

2.

Традиционная

культура 8

Количество
Характеристика
часов
деятельности учащихся
Ауди- Внеторауди
ные
-торные
Слушать и понимать
речь других людей.
Выбирать в учебной игре
оптимальные формы
поведения во
взаимоотношениях с
одноклассниками,
друзьями, взрослыми.
Извлекать необходимую
информацию из
дополнительных
источников знаний,
обсуждать полученные
сведения по данной теме.
Сопровождать
обсуждение
иллюстративным
материалом.
4

4

Подготавливать

донских казаков.

моей

небольшие сообщения о
традициях казачества.
Записывать и
фиксировать
информацию об
окружающем мире с
помощью инструментов
ИКТ. Осознанно и
произвольно строить
сообщения в устной и
письменной форме.
Устанавливать
аналогии.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление причинноследственных связей в
изучаемом круге явлений
или поступков.

3.

История
семьи.

казачьей 5

3

2

Понять содержание
казачьих заповедей.
Устойчивое следование в
поведении моральным
нормам и этическим
требованиям. Проявлять
уважение, взаимопомощь,
умение прислушиваться к
чужому мнению.

4.

Труд и быт казаков на Дону. 8

6

2

Подготавливать
небольшие сообщения о
традициях казачества.
Записывать и
фиксировать
информацию об
окружающем мире с

помощью инструментов
ИКТ.
Осознанно и произвольно
строить сообщения в
устной и письменной
форме.
Устанавливать
аналогии.
Строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление причинноследственных связей в
изучаемом круге явлений
или поступков.
5.

Декоративно – прикладное 8
искусство.

5

3

6.

Памятники истории
донского казачества.

3

3

6

Изучать лучшие работы
мастеров
декоративноприкладного искусства.
Находить и предъявлять
информацию о народных
промыслах
своего
региона.
Планировать свои
действия в соответствии с
поставленной задачей и
условиями её реализации.
Рассказывать по
результатам экскурсии в
музей о прошлом и
настоящем родного края,
о местах исторических
событий, памятниках
истории и культуры
родного края.
Участвовать посильно в
охране и уходе за
памятниками своего
города.
Осуществлять поиск

необходимой
информации для
выполнения
исследовательских работ
в ходе проектной
деятельности.
7.

Основные памятные даты и 8
знаменательные события из
истории
донского
казачества.

5

3

8.

Православие и казачество.

5

3

8

Адекватно использовать
речь для планирования и
регуляции своей
деятельности.
Работа в группах.
Учиться выполнять
различные роли в группе
(лидера, исполнителя,
критика). Делать
предварительный отбор
источников информации
для решения задачи.
Перерабатывать
полученную
информацию: наблюдать
и делать
самостоятельные
выводы.
Уважительно относиться
к религии своего народа и
народов, населяющих
наш край. Изучать
православные традиции в
казачьих семьях.
Совместно
договариваться о
правилах общения и
поведения в храме.
Устойчивое следование в
поведении моральным
нормам и этическим
требованиям.

9.

Казак – патриот.

8

4

4

Оценивать вклад своих
земляков,
соотечественников в
сохранение российского
историко- культурного
наследия.

10.

Подведение
итогов, 8
подготовка и проведение
массовых воспитательных
мероприятий.

4

4

Извлекать необходимую
информацию из
дополнительных
источников знаний,
обсуждать полученные
сведения по данной теме.

3. Содержание программы.
.
Раздел 1. Традиционная культура донских казаков. (8 часа)
Детские игры. Игровые припевки. Песни, сказки, поговорки, предания в
моей семье. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха.
Раздел 2. История моей казачьей семьи. (5 часа)
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Отношение к семье
на Дону. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек.
Родословная семьи. Генеалогическое древо.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Дону. (8часа)
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик.
Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда донских
казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное.
Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (8 часа)
Изготовление

изделий

декоративно-прикладного

искусства

своими

руками:
- сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
-

основные техники работы с материалом;

-

последовательность этапов изготовления изделия;

-

презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории донского казачества. (6 часа)
Памятники

казакам

-

защитникам

Родины.

Основные

достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Ростовской
области. Памятник Атаману Платову, Ермаку в городе Новочеркасске.
Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из
истории донского казачества. (8 часа)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного
значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее
основанием для памятной даты. Значение данного события для современного
донского казачества. Подготовка и ход празднования.
Раздел 7. Православие и казачество. (8часа)
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах
и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак — патриот. (8 часа)
Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные
казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. Доблесть казаков.
Донские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий
военный костюм. Оружие, награды.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных
мероприятий. (8 часа)

4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Предполагаемые следующие результаты.
Результаты :
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут
сформированы:
- интерес к декоративно- прикладному искусству донских казаков;
- чувство сопричастности к своему народу;
-

основы

личностных

и

нравственных

качеств:

трудолюбие,

организованность, уважение к культурному наследию.
В сфере
научатся:

регулятивных универсальных учебных действий учащиеся

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы донского
казачества;
- рассказывать о своём казачьем роде;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельности.
В сфере

познавательных универсальных учебных действий учащиеся

научатся:
- реконструировать основные праздничные обряды.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся
научатся:
-

сотрудничать

и

оказывать

взаимопомощь,

доброжелательно

уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

и

5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
№п Разделы
\п
программы

1.

Традиционная
культура
донских казаков.

2.

История
моей
казачьей семьи.

Виды
контрол
я

Формы контроля

Что контролируем

Фольклорные
праздники,
викторины, конкурс
инсценировок,
исследовательский
проект «Моя
семья».

Знание различных
фольклорных форм
донского казачества.
Знание особенностей
проведения обрядовых
праздников донских
казаков.
Умение исполнять,
демонстрировать
различные
фольклорные формы
донского казачества.
Умение
реконструировать
основные
праздничные обряды
Знание истории своей
казачьей семьи и/или
истории семьи своих
одноклассников.
Знание и понимание
уклада жизни,
особенности
численного состава и
распределения обязанностей традиционной
казачьей семьи.
Умение рассказать о
своём казачьем роде.

Семейные
праздники,
выставка
Вводный, «Семейные
текущий, реликвии»,
итоговый выпуск стенгазет
«Донская семья»,
творческий проект
«Родословная моей
семьи».

3.

Труд
и
казака
на Дону.

быт

Выставка
творческих работ
(либо изделий)
«Традиционные
ремёсла и
промыслы»,
«Донская старина»,
проект «Занятия
Донских казаков».

4.

Декоративноприкладное
искусство

Викторина,
тестирование
«Ремёсла и виды
декоративно прикладного
искусства»,
выставка и анализ
творческих работ
учащихся.

5.

Памятники
истории
Донского
казачества

Видео, слайдвикторина,
акция «Во имя
России,
во славу Донского
края», творческий
проект «История
памятника » (по
выбору учащегося)

Умение выполнять
домашние обязанности в
соответствии со своим
возрастом. Знание
основных ремёсел, видов декоративноприкладного
искусства Донского
казачества, основных
технологических особенностей
изготовления отдельных изделий
Знание
основных
ремёсел,
видов
декоративноприкладного
искусства
Донского
казачества, основных
технологических
особенностей
изготовления отдельных изделий.
Выполнение
некоторых
изделий,
поделок
в
соответствии с технологическими
особенностями,
присущими
традиционным видам
декоративноприкладного
искусства
Донского
казачества
Знание основных
памятных
сооружении,
связанных
с историей и
культурой
Донского казачества.
Выполнение
исследовательского

6.

Основные памятные даты и
знаменательные
события из
истории
донского
казачества

Викторина,
тестирование,
праздники,
связанные с
памятными датами,
исследовательский
проект.

7.

Православие
и казачество

8.

Казак - патриот

Исследовательский
проект,
православные
праздники.
Исследовательский
проект «Казаки воины моей семьи»,
тестирование,
фронтальная беседа.
Викторина
«Донские казачьи
регалии».

проекта
на
тему
«История и культура
Донского казачества».
Знание памятных
событий и
дат, связанных с
историческими
событиями Донского
казачества.
Выполнение
исследовательского
проекта
на
тему
«История и культура
Донского казачества».
Исследовательский
проект, православные
праздники.
Структура и
направления
деятельности
Донского
казачьего
войска. Выполнение
исследовательского
проекта
на
тему
«История и культура
донского казачества».

6. Методические рекомендации.
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности
школьников, в связи с чем важное место в процессе проведения
занятий отводится наглядным и практическим методам, выполнению
творческих заданий, походам, экскурсиям, встречам с интересными
людьми.

7. Описание материально-технического обеспечения.
№ Наименование
объектов
и
средств Количество
п/п материально-технического обеспечения
2. Печатные пособия
1.
Лащилин Б. С. Донские родники: Казачий 1
фольклор (обряды, сказы, былины, песни,
частушки, пословицы и загадки), очерки /
Борис Лащилин; сост. и предисл. О. А.
Тихомировой. Воронеж: Серебряная гора, 2008
2.
Пословицы и поговорки Тихого Дона. – 1
Ростов-на-Дону, 2010.
3.
Астапенко М.П. Краткое пособие по истории 1
Донского края. - Ростов-на-Дону, 1995.
4.
Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и 1
история родного края.- Ростов-на-Дону, 2009.
5.
Алмазов Б. А. Казаки. — СПб: Золотой век;
1
Диамант, 1999. - 79 с.
6.
История Донского края. – Сост. Н. П. Бугрова, 1
П.А.Кабанов. – Волгодонск, 1997.
7.
Казачий Дон. Очерки истории. – Ростов-на- 1
Дону, 1995.
8.
Краеведческая игротека. – Ростов-на-Дону, 1
2003.
3.Технические средства обучения
1.
1
Компьютер
2.
1
Интерактивная доска.
4. Экранно-звуковые пособия
1.
Презентации к занятиям.
2.
Проектор,колонки,экран
5. Оборудование кабинета
1.
2.
3.
4.

Ученические столы двухместные с комплектом
стульев.
1
Стол учительский.
Шкафы
для
хранения
дидактических 3
материалов.
Настенная
доска
для
вывешивания 1
иллюстративных материалов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».