Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

АЗБУКА ШАХМАТ 1 КЛАСС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №37
города Новошахтинска

Рабочая программа кружка
«Азбука шахмат»
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

1 класс

Возраст участников: 7– 8лет
Срок реализации: 2024 -2025 уч.г.
Преподаватель: Овчинникова Е.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят
радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и
наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение

«Шахмат»

позволяет

реализовать

многие

позитивные

идеи

отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать
устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей
многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение,
память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не
отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей

некоммуникативного

типа.

Расширение

круга

общения,

возможностей

полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально прост

и доступен младшим школьникам.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создания игровых ситуаций.
Программа разработана для детей 1, 2, 3 классов. Это обеспечивается применением на
занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К
примеру, при изучении игровых возможностей ладьи семилетним детям предлагаются
более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность
изложения материала остается прежней.

Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.

2

2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять
фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,

начальные формы

волевого управления поведением.

Первый год обучения
Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс
включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный
материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на
детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В
программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать
сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а
ферзь сильнее ладьи.

К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
3

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной
доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры,
каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это
за фигура.

4

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все
шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры
надо сказать: "Секрет".
"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая
фигура загадана.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг
на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и
ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют
начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в
начальном положении.
"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в
углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из
фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные
слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские
пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками
ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной
доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,
недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
"заминированные" поля и не перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

5

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут
передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных
фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с
целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на
клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не
имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но
так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли
одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными"
полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд
странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и
"заминированные" поля) моделируют в доступном для детей 6–7 лет виде те или иные реальные
ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и
задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного
и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли
король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат
черному королю.
6

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто
объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления
о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с
педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Тема

Количество часов

1

Шахматная доска

3

2

Шахматные фигуры

2

3

Начальная расстановка фигур

1

4

Ходы и взятие фигур

16

5

Цель шахматной партии

7

6

Игра всеми фигурами из начального положения

4
Итого

Тема занятия

Колво
часов

1

Шахматная доска

1

2

Шахматная доска

1

3

Шахматная доска

1

№ Дата

33

Основные виды внеурочной деятельности
обучающихся
Чтение и инсценировка дидактической сказки
"Удивительные приключения шахматной доски".
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные
поля. Чередование белых и черных полей на
шахматной доске. Шахматная доска и шахматные
поля квадратные. Чтение и инсценировка
дидактической сказки "Котята-хвастунишки».
Расположение
доски
между
партнерами.
Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество полей в
вертикали. Количество вертикалей на доске.
Чередование белых и черных полей в горизонтали
и вертикали. Дидактические задания и игры
"Горизонталь", "Вертикаль".
Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и
7

45

Шахматные
фигуры

2

6

Начальное
положение

1

7

Ладья

1

8

Ладья

1

9

Слон

1

10

Слон

1

11

Ладья против слона

1

вертикали. Количество полей в диагонали. Большая
белая и большая черная диагонали. Короткие
диагонали. Центр. Форма центра. Количество
полей в центре. Чтение и инсценировка
дидактической сказки из книги И. Г. Сухина
"Приключения в Шахматной стране" (М.:
Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической
сказки "Лена, Оля и Баба Яга" (читается и
инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14).
Дидактическое задание "Диагональ".
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Просмотр диафильма "Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат".
Дидактические задания и игры "Волшебный
мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура",
"Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая".
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между
горизонталями, вертикалями, диагоналями и
начальным
положением
фигур.
Просмотр
диафильма "Книга шахматной мудрости. Второй
шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры
"Мешочек", "Да и нет", "Мяч".
Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход
ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи
против одной, две ладьи против двух),
"Ограничение подвижности".
Место слона в начальном положении. Ход слона,
взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Разноцветные и одноцветные слоны. Качество.
Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания
"Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (слон против слона, два слона
против одного, два слона против двух),
"Ограничение подвижности".
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй
фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические
игры "Захват контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья
против слона, две ладьи против слона, ладья против
двух слонов, две ладьи против двух слонов,
сложные положения), "Ограничение подвижности".
8

12

Ферзь

1

13

Ферзь

1

14

Ферзь против ладьи
и слона

1

15

Конь

1

16

Конь

1

17

Конь против ферзя,
слона и ладьи

1

18

Пешка

1

19

Пешка

1

20

Пешка против
ферзя, коня, слона,
ладьи

1

21

Король

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя,
взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в
поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр
диафильма "Волшебные шахматные фигуры.
Третий шаг в мир шахмат".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение
подвижности".
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита
контрольного
поля",
"Игра
на
уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против
слона, ферзь против ладьи и слона, сложные
положения), "Ограничение подвижности".
Место коня в начальном положении. Ход коня,
взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические
задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в
поле воин", "Кратчайший путь".
Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня
против одного, один конь против двух, два коня
против двух), "Ограничение подвижности".
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй
фигуру".
Дидактические
игры
"Захват
контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь
против ферзя, конь против ладьи, конь против
слона,
сложные
положения),
"Ограничение
подвижности".
Место пешки в начальном положении. Ладейная,
коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.
Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Дидактические задания
"Лабиринт", "Один в поле воин".
Дидактические игры "Игра на уничтожение"
(пешка против пешки, две пешки против одной,
одна пешка против двух, две пешки против двух,
многопешечные
положения),
"Ограничение
подвижности".
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",
"Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на
уничтожение" (пешка против ферзя, пешка против
ладьи, пешка против слона, пешка против коня,
сложные положения), "Ограничение подвижности".
Место короля в начальном положении. Ход короля,
взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить
9

22

Король против
других фигур

1

23

Шах

1

24

Шах

1

25

Мат

1

26

Мат

1

27

Мат

1

28

Ничья, пат

1

29

Рокировка

1

30

Шахматная партия

1

31

Шахматная партия

1

32

Шахматная партия

1

33

Повторение
программного
материала.

1

нельзя.
Дидактические
задания
"Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на
уничтожение" (король против короля). Чтение и
инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".
Дидактические задания "Перехитри часовых",
"Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры",
"Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры
"Захват контрольного поля", "Защита контрольного
поля", "Игра на уничтожение" (король против
ферзя, король против ладьи, король против слона,
король против коня, король против пешки),
"Ограничение подвижности".
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или
не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от
шаха".
Открытый шах. Двойной шах. Дидактические
задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах".
Дидактическая игра "Первый шах".
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Дидактическое задание "Мат в один ход".
Мат в один ход: сложные примеры с большим
числом шахматных фигур. Дидактическое задание
"Дай мат в один ход".
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры
на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
Длинная и короткая рокировка. Правила
рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".
Игра всеми фигурами из начального положения
(без пояснений о том, как лучше начинать
шахматную партию). Дидактическая игра "Два
хода",
Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из
начального положения.
Демонстрация коротких партий. Игра всеми
фигурами из начального положения.
Повторение программного материала.

Материально-техническое обеспечение
№ п/п

Наименование учебного оборудования
10

1

2

3

4

5

Книгопечатная продукция
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса:
 Программа
 Книги о шахматах
 Энциклопедии
 Методическое пособие для учителя
Наглядные пособия
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
Плакаты:
Различные позиции в шахматах
Игры и игрушки
Игры настольно-печатные
«Чудесный мешочек»
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Учебный стол
Учебный стул
Учительский стол
Учительский стул
Технические средства
Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор

Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
11

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и
ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять
фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки.

Примечание. Повысить интерес детей к шахматным занятиям поможет чтение по ролям сказок из
книги "Приключения в Шахматной стране". Хотя при этом остается меньше времени на проведение
дидактических игр, многие педагоги выбирают именно этот путь. Для них рекомендуется на 1-м
занятии прочесть детям сказку "Шахматная беседка", на 2-м занятии – главу "Линии", на 3-м –
"Диагональ", на 4-м – "Чудесные фигуры", на 5-м – "Ворота Каиссии", на 6-м – "Я – Ладья", на 8-м –
"Этот слон совсем на слона не похож", на 11-м – "В гостях у Ферзя", на 14-м – "Кони черные и
белые", на 17-м – "Детский сад "Чудесная Пешка", на 20-м – "Куда идет Король?", на 22-м – "Коверсамолет", на 24-м – "Мат и пат", на 26-м – "До свидания, Шахматная страна".
Можно использовать на занятиях и журнальный вариант "Приключений в Шахматной стране"
(Мурзилка. – 1993. – № 6–10; 1994. – № 1–4, 6), хотя в нем сделаны большие сокращения. С первыми
тремя главами этой книги можно также познакомиться в газете "Начальная школа" (1994. – № 13. –
С. 6).
По возможности следует организовывать для учеников представления кукольного или теневого
театра, самодеятельные концерты шахматной тематики, демонстрацию шахматных диафильмов, а
также диафильмов, мультфильмов и кинофильмов с шахматными фрагментами, прослушивание
шахматных сказок, стихотворений, рассказов.

Оригинальные учебники и пособия-сказки в помощь обучающим детей
шахматной игре
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.:
ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
12

Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1
класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.

Дидактические шахматные сказки
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая
школа, 1994. – Вып. 3.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая
школа, 1995. – Вып. 5.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Перечень диафильмов
Дамский Я. Анатолий Карпов – чемпион мира. – М.: Диафильм, 1982.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1990.
Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. – М.: Диафильм, 1992.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.:
Педагогика, 1978.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
Остер Г. Полезная девчонка.
13

Пермяк Е. Вечный Король.
Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах
Берестов В. В шахматном павильоне.
Берестов В. Игра.
Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
Ильин Е. Средневековая легенда.
Квитко Л. Турнир.
Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике
Булычев К. Сто лет тому вперед.
Велтистов Е. Победитель невозможного.
Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
Крапивин В. Тайна пирамид.
Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
Лагин Л. Старик Хоттабыч.
Надь К. Заколдованная школа.
Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
Раскатов М. Пропавшая буква.
Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. –
М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
Томин Ю. Шел по городу волшебник.
Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Шахматные игрушки и игры,
которые можно сделать своими руками
Дидактические игрушки: "Горизонталь – вертикаль", "Диагональ" (материал – плотная бумага,
ватман, картон).
Шахматная матрешка.
Шахматные пирамидки.
Разрезные шахматные картинки.
Шахматное лото.
Шахматное домино.
Кубики с картинками шахматных фигур.
Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ).
14

Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур,
расположенных на белых и черных полях.
Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная
ценность).
Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от
28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).
Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный №4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г.
Сухин, Г. П. Кондратьев

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».