Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная граммотность 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования Администрации города Новошахтинска
МБОУ СОШ №37

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
для обучающихся 1-4 классов

город Новошахтинск 2024 - 2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего
образования. Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на
основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители
М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а
четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на
практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной
грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные
действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов:
интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся
коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом
предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Анализ результатов
ВПР в 4 классе и результатов участия российских школьников в международных исследованиях (PIRLS,
TIMS) выявил основные недостатки в достижении младших школьников:
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства
Поэтому начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных
классах.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель программы :создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование
знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность»,
«Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к
осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность»является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в
семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятия соответствующих решений.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135
часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной
грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель
считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:

Предметные недели;

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление
характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного
плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и
нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи
на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным
шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три
состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое
сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики
героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах
100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта,
правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства
защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами,
мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия
овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста,
деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и
его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи,
магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет,
заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и
непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах
100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста,
деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного
текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста,
горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы
размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины,
прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция,
скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах
100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы;
задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок;
нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и
исследования;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка
и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
2 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
3 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

4 класс
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;

результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№п
/п

1

Наименование
разделов
и тем программы

Кол- Контро Практ Виды
во
льные ическ деятельности
часов работы ие
работ
ы

Виталий Бианки. 1
Лис и мышонок

Виды, форма
контроля

1.Блок «Читательская грамотность»
0
1
Игровая
Игра,
практическая
работа

Электронные(циф
ровые)образовател
ьные ресурсы

Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.r
u

2

3

4

5

6

7

8

Русская народная 1
сказка.
Мороз и заяц
Владимир
1
Сутеев. Живые
грибы
Геннадий
1
Цыферов.
Петушок и
солнышко
Михаил
1
Пляцковский.
Урок дружбы
Грузинская
1
сказка. Лев и заяц

0

Русская народная 1
сказка.
Как лиса училась
летать
Евгений Пермяк. 1
Четыре брата

0

Итого по разделу
9

10

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

Познавательна Беседа
я
практическая
работа
НаучноВикторина
познавательна практическая
я
работа
Игровая
Игра
практическая
работа
Познавательна Дискуссия
я
практическая
работа
Деятельность Парная работа
общения
практическая
работа
Познавательна Беседа с
я
обсуждением
практическая
работа
Игровая
Игра
практическая
работа

(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);
(http://skiv.instrao.
ru/);

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.ru

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

8

2. Блок «естественно-научная грамотность»
Как Иванушка
0
1
НаучноПроведение
1
хотел попить
познавательна опыта
водицы
я
практическа
я работа
Пятачок, Винни- 1
0
1
Познавательна Работа в
Пух и воздушный
я
парах
шарик

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.r
u

11

12

Про репку и
1
другие
корнеплоды
Плывёт, плывёт 1
кораблик

0

0

1

1

Игровая

Викторина
практическа
я работа
НаучноБеседа с
познавательна обсуждение
я
м

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.r
u

Про Снегурочку 1
и превращения
воды

0

14

Как делили
апельсин

1

0

1

15

Крошка Енот и 1
Тот, кто сидит в
пруду
Иванова соль
1

0

1

13

16

0

1

1

Игровая

Проведение
опыта
практическа
я работа
НаучноБеседа
познавательна практическа
я
я работа
Игровая
Игра
практическа
я работа
Познавательна Игра
я
практическа
я работа

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

17

Владимир
1
Сутеев. Яблоко.

Итого по разделу
18

19

20

21

22

23

Про курочку
1
Рябу, золотые и
простые яйца
Про козу, козлят 1
и капусту
Про петушка и
жерновцы

1

Как петушок и
курочки делили
бобовые
зёрнышки
Про наливные
яблочки

1

1

Про Машу и трёх 1
медведей

Про старика,
1
старуху, волка и
лисичку
25 Про медведя,
1
лису и мишкин
мёд
Итого по разделу
8
За покупками

1

1

27

Находчивый
Колобок

28

День рождения 1
Мухи-Цокотухи

1

0

0

1

1

Познавательн Беседа с
ая
обсуждение
м
Учебная
Викторина
практическа
я работа

4.Блок «Финансовая грамотность»
0
1
Игровая
Игра
практическа
я работа
0
1
Игровая
Квиз
практическа
я работа
0
1
Игровая
Работа в
группах

1

Кот Василий
продаёт молоко

1

31

Лесной банк

1

0

1

32

Как мужик и
1
медведь прибыль
делили

0

1

30

Игра
практическа
я работа

3. Блок «Математическая грамотность»
0
1
Познавательна Игра
я
практическа
я работа
0
1
Учебная
Беседа
практическа
я работа
0
1
Познавательн Парная
ая
работа
практическа
я работа
0
1
Познавательн Работа в
ая
группа
практическа
я работа х
0
1
Учебная
Беседа
практическа
я работа
0
1
Игровая
Игра

Буратино и
карманные
деньги

29

Игровая

http://skiv.instrao.r
u

9

24

26

0

0

0

1

1

Познавательна Работа в
я
парах
практическа
я работа
Деятельность Игра
общения
практическа
я работа
Познавательна Беседа
я
практическа
я работа
Познавательна Беседа с
я
обсуждение
м

http://skiv.instrao.r
u

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.ru

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);
http://skiv.instrao.r
u
Портал
(РЭШ, https://fg.re
sh.edu.ru/);

Как мужик
золото менял
Итого по разделу
33

1

0

1

Учебная

Работа в
парах

http://skiv.instrao.r
u

8
33

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС

№п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Колво
часо
в

Контр
ольны
е
работ
ы

Практи
ческие
работы

1

Михаил
Пришвин.
Беличья память

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

(читательская
грамотность)

2

Про беличьи
запасы
(математическ
ая
грамотность)

3

4

Беличьи
деньги
(финансовая
грамотность)
Про белочку и
погоду
(естественнонаучная
грамотность)

5

И. СоколовМикитов.
В берлоге
(читательская
грамотность)

Виды
деятельности

Сформировать
установку на
активное
участие в
решении
практических
задач,
осознанием
важности
образования.
Развить
мотивацию к
целенаправленно
й социально
значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Виды,
форма
контро
ля

Беседа,
практичес
кая
работа

Викторин
а
практичес
кая
работа

Дискусси
я

Парная
работа
практичес
кая
работа

Самостоя
т. работа

Электронные (
цифровые)
образовательные
ресурсы

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

(http://skiv.instrao
.ru/);

http://skiv.instrao.
ru

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

6

Медвежье
потомство

1

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

0

1

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

1

0

1

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Квиз
практичес
кая
работа

1

0

1

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Беседа
практичес
кая
работа

1

0

1

Работа в
группах
практичес
кая
работа

1

0

1

1

0

1

Развивать
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
творческих
работах
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию. Пр
оведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

1

(математическа
я грамотность)
7

8

9

Повреждённые и 1
фальшивые
Деньги
(финансовая
грамотность)
Лесные
сладкоежки
(естественнонаучная
грамотность)
Лев Толстой.
Зайцы
(читательска
я
грамотность)

10

Про зайчат и
зайчиху
(математическа
я грамотность)

11

Банковская
карта
(финансовая
грамотность)

12

Про Зайчишку и
овощи
(естественнонаучная
грамотность)

Беседа с
обсужден
ием
практичес
кая
работа
Мозговой
штурм
практичес
кая
работа

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

http://skiv.instrao.
ru

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

Игра
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

Самост.ра
бота

http://skiv.instrao.
ru

13

Николай
Сладков.
Весёлая игра

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

(читательская
грамотность)
14

Лисьи забавы
(математическая
грамотность)

15

Безопасность
денег на
банковской
карте
(финансовая
грамотность)

16

Лисьи норы
(естественнонаучная
грамотность)

17

18

Обыкновенные
кроты
(читательская
грамотность)
Про крота
(математическая
грамотность)

19

Про кредиты
(финансовая
грамотность)

Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Развивать
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
творческих
работах
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Выдвижение

Работа в
паре
практичес
кая
работа

Беседа
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

Парная
работа
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

Работа в
группах
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

Беседа
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

Игра
практичес
кая
работа
Игра
практичес
кая
работа

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

20

Корень – часть
растения

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

(естественнонаучная
грамотность)
21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд
(читательска
я
грамотность)

22

Про ежа
(математическая
грамотность)

23

Про вклады
(финансовая
грамотность)

идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Выдвижение
идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности:
Развивать
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
творческих
работах
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.

Самост.
работа

Работа в
группах
практичес
кая
работа

Беседа
практичес
кая
работа

Игра
практичес
кая
работа

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

http://skiv.instrao.
ru

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

http://skiv.instrao.
ru Портал ИСРО
РАО
http://skiv.instrao.
ru

24

25

Занимательные
особенности
яблока
(естественнонаучная
грамотность)
Полевой Хомяк

1

0

1

Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.

Парная
работа
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

1

0

1

Беседа,
игра

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

1

0

1

Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.

Викторин
а
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

1

0

1

Игра
практичес
кая
работа

1

0

1

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию
.Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.

1

0

1

Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.

Беседа
практичес
кая
работа

(читательская
грамотность)

26

27

Про полевого
хомяка
(математичес
кая
грамотность)
Ловушки для
денег
(финансовая
грамотность)

28

29

Про хомяка и
его запасы
(естественнонаучная
грамотность)
Про бобров
(читательская
грамотность)

Самост.
работа

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

http://skiv.instrao.
ru

30

Бобрыстроители

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

(математическа
я грамотность)

31

Такие
разные деньги

(финансовая
грамотность)

32

Материал для
плотин
(естественнонаучная
грамотность)

33

Встреча
друзей
(финансовая
грамотность)

34

Позвоночные
животные
(естественнонаучная
грамотность)

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

Развить
активное
участие в
коллективных
учебноисследовательск
их, проектных и
других
творческих
работах.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Развить интерес
к
сотрудничеству.
Приобрести
опыт успешного
межличностного
общения.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты
своей
деятельности.

Работа в
группе
практичес
кая
работа

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

Игра
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

Работа в
паре
практичес
кая
работа

http://skiv.instrao.
ru

Беседа
практичес
кая
работа

Беседа
практичес
кая
работа

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.r
esh.edu.ru/);

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п

1

Наименование
разделов
и тем
программы

Колво
часо
в

Практи Виды
ческие деятельности
работы

1

Контр
о
льные
работ
ы
0

1

1

0

1

1

0

1

Полезный кальций 1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Про дождевого
червяка
(читательская
грамотность)

2

Дождевые черви
(естественнонаучная
грамотность)

3.

Кальций
(читательская
грамотность)

4.

(естественнонаучная
грамотность)

5.

6.

Сколько весит
облако
(читательская
грамотность)
Про облака
(естественнонаучная
грамотность)

7.

8.

Хлеб – всему
голова
(читательская
грамотность)
Про хлеб и
дрожжи
(естественно-

Виды,
форма
контрол
я

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

Сформировать
установку на
активное участие
в решении задач,
осознанием
важности
образования.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Беседа,
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.

Дискуссия http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Самостоят
. работа
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их

Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)

Викторина
практичес (http://skiv.instrao.r
кая работа u/);

Парная
работа
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/)
кая работа

Беседа с
обсуждени (РЭШ, https://fg.res
ем
h.edu.ru/)
практичес
кая работа

Игра
http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа

научная
грамотность)
9

Про мел

результатов.

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

(читательская
грамотность)
10.

Интересное
вещество – мел.
(естественнонаучная
грамотность)

11.

Про мыло
(читательская
грамотность)

12.

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
(естественнонаучная
грамотность)

13

История свечи
(читательская
грамотность)

14.

Про свечи
(естественнонаучная
грамотность)

15.

Магнит
(читательская
грамотность)

16.

Волшебный
магнит

1

1

0

1

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развивать
активное участие в
коллективных
учебноисследовательских
, проектных и
других творческих
работах

Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/);
Работа в
группах
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/);
кая работа

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Игра
http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа

Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Работа в
паре
(РЭШ, https://fg.re
практичес sh.edu.ru/
кая работа

Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Развивать
активное участие в
коллективных

Парная
http://skiv.instrao.ru
работа
практичес
кая работа

Групповая http://skiv.instrao.r
работа
u
практичес
кая работа

Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)

Работа в
группах
практичес

http://skiv.instrao.r
u

(естественнонаучная
грамотность)

17

Проверочная
работа

Итого по разделу
«Читательская
грамотность»
Итого по разделу
«Естественно-научная
грамотность»
18.
Что такое
«бюджет»

19.

учебнокая работа
исследовательских
, проектных и
других творческих
работах

1

1

0

9

1

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

(финансовая
грамотность)
Расходы и доходы 1
бюджета

Семейный бюджет 1
(финансовая
грамотность)

21.

Планируем
1
семейный бюджет
(математическая
грамотность)

22.

Откуда в семье
берутся деньги?

Самостоят http://skiv.instrao.r
ельная
u
работа

8

(математическая
грамотность)

20.

Выполнение
заданий по
заданной
инструкции.

1

Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Выдвижение
идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выдвижение
идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности.
Развивать
активное участие в
коллективных
учебноисследовательских
, проектных и
других творческих
работах. Развитие
интереса к
сотрудничеству.
Использовать
информацию из

Игра
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)
Игра
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)

Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)

Работа в
http://skiv.instrao.r
группах
u
практичес
кая работа

Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res

Зарплата.

23.

(финансовая
грамотность)
Подсчитываем
семейный доход

1

0

1

1

0

1

(финансовая
грамотность)
Пенсия и пособия 1

0

1

0

1

0

1

(математическая
грамотность)

24.

25.

Откуда в семье
берутся деньги.
Пенсия и
социальные
пособия

(математическая
грамотность)

26.

Откуда в семье
1
берутся деньги?
Наследство, клад,
выигрыш.
(финансовая
грамотность)

27.

Подсчитываем
случайные
нерегулярные
доходы

(математическая
грамотность)

1

текста для
решения
практической
задачи
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.

кая работа h.edu.ru/)

Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
значений данных
понятий.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.

Беседа,
игра
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/)
кая работа

Игра
http://skiv.instrao.ru
практичес
кая работа http://skiv.instrao.r
u

Парная
http://skiv.instrao.r
работа
u
практичес
кая работа

Групповая http://skiv.instrao.r
работа
u

Выявлять и
Игра
анализировать
практичес (РЭШ, https://fg.res
финансовую
кая работа h.edu.ru/)
информацию.Исп
ользовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты своей

28.

На что тратятся
1
семейные деньги?
Виды расходов.

0

1

1

0

1

На что тратятся
1
семейные деньги?
Обязательные
платежи.

0

1

1

0

1

32.

Как сэкономить 1
семейные деньги?

0

1

33.

(финансовая
грамотность)
Подсчитываем
сэкономленные
деньги

0

1

29.

(финансовая
грамотность)
Подсчитываем
расходы
(математическая
грамотность)

30.

31.

(финансовая
грамотность)
Расходы на
обязательные
платежи.
(математическая
грамотность)

(математическая
грамотность)
34.
Проверочная
работа
Итого по разделу
«Финансовая
грамотность»
Итого по разделу
«Математическая
грамотность»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выполнение
действий по
заданной
инструкции

Беседа
практичес (РЭШ, https://fg.res
кая работа h.edu.ru/)

Игра
http://skiv.instrao.r
практичес u
кая работа

Работа в
паре
(РЭШ, https://fg.res
практичес h.edu.ru/)
кая работа

Беседа
http://skiv.instrao.r
практичес u
кая работа

Самостоят http://skiv.instrao.r
ельная
u
работа

(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/)

1
8

1
0

9

1

34

0

http://skiv.instrao.r
u

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС
№ п/п

Наименование
разделов
и тем
программы

Колво
часо
в

Старинная
женская одежда

1

2.

Старинные
женские головные
уборы

1

3.

Старинная
мужская одежда и
головные уборы

1

1.

Контр Практи Виды
ческие деятельности
о
льные работы
работ
ы

Виды,
форма
контрол
я

Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы

1.Блок «Читательская грамотность»
Сформировать
Беседа.
0
1

1

0

1

4.

Жилище
крестьянской
семьи на Руси

1

0

1

5.

Внутреннее
убранство и
предметы обихода
русской избы

1

0

1

6.

Внутреннее
убранство и
предметы обихода
русской избы.

1

0

1

7.

История посуды
на Руси

1

0

1

8.

Какие деньги были

1

0

1

установку на
активное участие в
решении
практических
задач, осознанием
важности
образования.
Развить
мотивацию к
целенаправленной
социально
значимой
деятельности;
стремление быть
полезным.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение

Практическ (РЭШ, https://fg.res
ая работа. h.edu.ru/);

Викторина
Практическ (http://skiv.instrao.r
ая работа. u/);

Дискуссия. Портал ИСРО
Практическ РАО
ая рабоата.

http://skiv.instrao.ru
Парная
работа.
(РЭШ, https://fg.res
Практическ h.edu.ru/);
ая работа.

Самостоят.
работа
(РЭШ, https://fg.res

h.edu.ru/);
Беседа с
обсуждение (РЭШ, https://fg.res
м.
h.edu.ru/);

Мозговой
штурм
(РЭШ, https://fg.res
Практическ h.edu.ru/);
ая работа
Квиз

Портал ИСРО

раньше в России

Итого по разделу
9

10.

11.

Томат

Болгарский перец

Картофель

простых
исследований и
анализ их
результатов.

Практическ РАО
ая работа

http://skiv.instrao.ru

8
2.Блок «Естественно-научная грамотность»
Проведение
Беседа.
1
0
1

1

1

0

0

1

1

12.

Баклажан.
Семейство
Паслёновые

1

0

1

13

Лук

1

0

1

14.

Капуста

1

0

1

15.

Горох

1

0

1

16.

Грибы

1

0

1

простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развивать активное
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Пров
едение простых
исследований и
анализ их
результатов.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Развивать активное
участие в

Работа в
паре.

Работа в
группах

(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);

(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);

Игра
Портал ИСРО
Практическ РАО
ая работа

http://skiv.instrao.ru

Самост.раб РЭШ, https://fg.res
ота
h.edu.ru/);

Работа в
РЭШ, https://fg.res
паре
h.edu.ru/);
Практическ
ая работа

Беседа
Практическ (РЭШ, https://fg.res
ая работа h.edu.ru/);

Парная
http://skiv.instrao.ru
работа
Практическ
ая работа

Работа в
группах

http://skiv.instrao.r

17.

Творческая работа

Итого по разделу
18.

Потребительская
корзина

1

0

1

коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах
Проведение
простых
исследований и
анализ их
результатов.

Практическ u
ая работа

Практическ Портал ИСРО
ая работа. РАО

http://skiv.instrao.r
u

9
3.Блок «Финансовая грамотность»
Проведение
1
0
1

19.

Потребительская
корзина

1

0

20.

Прожиточный
минимум

1

0

21.

Инфляция

1

0

1

22.

Распродажи,
скидки, бонусы

1

0

1

1

простых
исследований и
анализ их
результатов.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Выдв
ижение идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности.
Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выдвижение идей
и обсуждение
различных
способов
проявления
креативности:
Развивать активное
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах

Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи

Игра
Практическ (РЭШ, https://fg.res
ая работа h.edu.ru/);

Игра
Практическ (РЭШ, https://fg.res
ая работа h.edu.ru/);

Самост.
работа

(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);

Работа в
http://skiv.instrao.r
группах
u
Практическ
ая работа

Беседа
Портал
Практическ Российской
ая работа электронной

школы
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);

23.

Распродажи,
скидки, бонусы

1

0

1

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Испо
льзовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.

Игра
http://skiv.instrao.ru
Практическ
ая работа
http://skiv.instrao.r

u

24.

Благотворительнос
ть

1

0

1

25.

Страхование

1

0

1

Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Оценивать
результаты своей
деятельности.

Беседа,
игра
(РЭШ, https://fg.res
Практическ h.edu.ru/);
ая работа

8
1

0

1

Викторина http://skiv.instrao.r
Практическ u
ая работа

1

0

1

Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Испо
льзовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для

Итого по разделу
26.
В бассейне

27.

28.

Делаем ремонт

Делаем ремонт

1

0

1

Парная
http://skiv.instrao.r
работа
u
Практическ
ая работа

Игра
Портал
Практическ Российской
ая работа электронной

школы
(РЭШ, https://fg.res
h.edu.ru/);

Самост.
Работа
(РЭШ, https://fg.res
Практическ h.edu.ru/);
ая работа

29.

Праздничный торт

1

0

1

30.

Обустраиваем
участок

1

0

1

31.

Поход в кино

1

0

1

32.

Поход в кино

1

0

1

33.

Отправляемся в
путешествие

1

0

1

34.

Составляем
словарик по
финансовой
грамотности

1
0

Итого по разделу
ОБЩЕЕКОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9
34

1

объяснения
явлений.
Использование
полученных (из
самих заданий)
знаний для
объяснения
явлений.
Развить активное
участие в
коллективных
учебноисследовательских,
проектных и других
творческих работах.

Выявлять и
анализировать
финансовую
информацию.Испо
льзовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи
Развить интерес к
сотрудничеству.
Приобрести опыт
успешного
межличностного
общения.
Использовать
информацию из
текста для
решения
практической
задачи. Оценивать
результаты своей
деятельности.
Выдвижение идей и
обсуждение
различных
способов
проявления
креативности.

Беседа.
http://skiv.instrao.r
Практическ u
ая работа

Работа в
группе
(РЭШ, https://fg.res
Практическ h.edu.ru/);
ая работа

Игра
Портал ИСРО
Практическ РАО
ая работа

http://skiv.instrao.r
u

Работа в
http://skiv.instrao.r
паре. Игра u
Практическ
ая работа

Беседа.
Игра
(РЭШ, https://fg.res
Практическ h.edu.ru/)
ая работа

Игра
http://skiv.instrao.r
Практическ u
ая работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskayagramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnayagramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в
руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по
ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ
ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriyafunktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
(https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного
учреждения «Федеральный институт качества образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор,
демонстрационный экран

Приложение №1

Поурочное планирование
1 класс
№п
/п

Наименование
Ко Кон Пра Виды, форма контроля
разделов
л- трол кти
и тем программы во ьны ческ
час е
ие
ов рабо рабо
ты
ты

1.Блок «Читательская грамотность»
1 Виталий Бианки. 1 0
1
Игра, практическое
Лис и мышонок
занятие
2 Русская народная 1 0
1
Беседа практическое
сказка.
занятие
Мороз и заяц
3
Владимир
1 0
1
Викторина практическое
Сутеев. Живые
занятие
грибы
4 Геннадий
1 0
1
Игра практическое
Цыферов.
занятие
Петушок и
солнышко
5 Михаил
1 0
1
Дискуссия практическое
Пляцковский.
занятие
Урок дружбы
6 Грузинская
1 0
1
Парная работа
сказка. Лев и
практическое занятие
заяц
7 Русская народная 1 0
1
Беседа с обсуждением
сказка.
практическое занятие
Как лиса училась
летать
8 Евгений Пермяк. 1 0
1
Игра практическое
Четыре брата
занятие
Итого по разделу
8 0
1
2. Блок «Естественно - научная грамотность»
9
Как Иванушка
1
Проведение опыта
1 0
хотел попить
практическое занятие
водицы
10 Пятачок, Винни- 1 0
1
Работа в парах
Пух и
практическое занятие
воздушный
шарик
11 Про репку и
1
Викторина
1 0
другие
практическое занятие
корнеплоды
12 Плывёт, плывёт 1 0
1
Беседа с обсуждением
кораблик
практическое занятие
13 Про Снегурочку 1 0
1
Проведение опыта
и превращения
практическое занятие
воды
14 Как делили
1
Беседа практическое
1 0
апельсин
занятие

дата

план

факт

примечание

Крошка Енот и 1
Тот, кто сидит в
пруду
Иванова соль
1

0

1

Игра практическое
занятие

0

1

Владимир
1
Сутеев. Яблоко.
Итого по разделу
9

0

1

Игра практическое
занятие
Игра практическое
занятие

15

16
17

3.Блок «Математическая грамотность»
18 Про курочку
1 0
1
Игра практическое
Рябу, золотые и
занятие
простые яйца
19 Про козу, козлят 1 0
1
Беседа практическое
и капусту
занятие
20 Про петушка и 1 0
1
Парная работа
жерновцы
практическое занятие
21 Как петушок и 1 0
1
Работа в группах
курочки делили
практическое занятие
бобовые
зёрнышки
22 Про наливные
1 0
1
Беседа практическое
яблочки
занятие
23 Про Машу и трёх 1
медведей

0

1

24 Про старика,
1 0
1
старуху, волка и
лисичку
25 Про медведя,
1 0
1
лису и мишкин
мёд
Итого по разделу
8
4.Блок «Финансовая грамотность»
26 За покупками
1 0
1
27 Находчивый
1
Колобок
28 День рождения 1
Мухи-Цокотухи
29 Буратино и
1
карманные
деньги

0

1

0

1

0

1

30 Кот Василий
продаёт молоко
31 Лесной банк

1

0

1

1

0

1

32 Как мужик и
1
медведь прибыль
делили
33 Как мужик
1
золото менял
Итого по разделу
8

0

1

0

1

Игра практическое
занятие
Беседа с
обсуждением
Викторина
практическое занятие

Игра практическое
занятие
Квиз практическое
занятие
Работа в группах
практическое занятие
Работа в парах
практическое занятие
Игра практическое
занятие
Беседа практическое
занятие
Беседа с обсуждением
Работа в парах
практическое занятие

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

Поурочное планирование
2 класс
№п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Ко
лво
час
ов

Ко
нтр
оль
ны
е
раб
от
ы

Прак
тиче
ские
рабо
ты

Виды, форма контроля

план

1.Блок «Читательская грамотность»
1
Михаил
1
0
1
Беседа, практическое
Пришвин.
занятие
Беличья
память
2

Про беличьи
запасы

1

0

1

Викторина практическое
занятие

3

Беличьи
деньги

1

0

1

Дискуссия практическое
занятие

4

Про белочку
и погоду
И. СоколовМикитов.
В берлоге
Медвежье
потомство
Повреждённы
еи
фальшивые
деньги
Лесные
сладкоежки
Лев Толстой.
Зайцы
Про зайчат и
зайчиху
Банковская
карта

1

0

1

1

0

1

Парная работа
практическое занятие
Самостоят. работа

Про
Зайчишку и
овощи
Николай
Сладков.
Весёлая игра

5

6
7

8
9
10
11

12

13

1

1

дата

Беседа с обсуждением
практическое занятие
Мозговой штурм
практическое занятие

1

0

1

1

0

1

Квиз практическое занятие

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Беседа практическое
занятие
Работа в группах
практическое занятие
Игра практическое занятие

1

0

1

Самост.работа

1

0

1

Работа в паре практическое
занятие

примечан
ие
факт

14
15

16
17

18
19
20

21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31

32
33,
34

Лисьи забавы
Безопасность
денег на
банковской
карте
Лисьи норы

1
1

0
0

1
1

Беседа
Парная работа

1

0

1

Обыкновенны
е
кроты
Про крота
Про кредиты
Корень –
часть
растения
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
Про ежа

1

0

1

Работа в группах
практическое занятие
Беседа практическое
занятие

1
1
1

0
0
0

1
1
1

Игра практическое занятие
Игра практическое занятие
Самост. работа
практическое занятие

1

0

1

1

0

1

Про вклады
Занимательн
ые
особенности
яблока
Полевой
хомяк
Про полевого
хомяка
Ловушки для
денег
Про хомяка и
его запасы
Про бобров

1
1

0
0

1
1

Работа в группах
практическое занятие
Беседа практическое
занятие
Игра практическое занятие
Парная работа
практическое занятие

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Бобрыстроители
Такие
разные
деньги
Материал для
плотин
Позвоночные
животные

1

0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

2

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Беседа, игра практическое
занятие
Викторина практическое
занятие
Игра, практическое занятие
Самост. работа
практическое занятие
Беседа, практическое
занятие
Работа в группе
,практическое занятие
Игра, практическое занятие
Работа в паре, практическое
занятие
Беседа , практическое
занятие

34

Поурочное планирование
3 класс
№ п/п

1

Наименовани
е разделов
и тем
программы

Про

Кол- Контро
во
льные
часо работы
в

1

0

Практи Виды, форма контроля
ческие
работы

1

Беседа, практическая работа

дата
пла
н

факт

примечан
ие

дождевого
червяка
2

Дождевые
черви

1

0

1

Викторина, практическая
работа

3.

Кальций

1

0

1

4.

Полезный
1
кальций
Сколько весит 1
облако
Про облака
1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

Игра, практическая работа

0
0

1
1

Беседа, практическая работа
Работа в группах,
практическая работа

0
0

1
1

Игра, практическая работа
Групповая работа,
практическая работа

13

Хлеб – всему 1
голова
Про хлеб и
1
дрожжи
Про мел
1
Интересное 1
вещество –
мел.
Про мыло
1
Чем
1
интересно
мыло и как
оно
«работает»
История свечи 1

Дискуссия, практическая
работа
Парная работа, практическая
работа
Самостоят. работа,
практическая работа
Беседа с обсуждением,
практическая работа
Беседа, практическая работа

0

1

14.
15.

Про свечи
Магнит

1
1

0
0

1

Работа в паре, практическая
работа
Беседа, практическая работа
Парная работа, практическая
работа

16.

Волшебный
магнит

1

0

1
1

17.

Проверочная 1
работа
Что такое
1
«бюджет»
Расходы и
1
доходы
бюджета
Семейный
1
бюджет
Планируем
1
семейный
бюджет
Откуда в
1
семье берутся
деньги?
Зарплата.
Подсчитываем 1

1

0

0

1

Самостоятельная работа,
практическая работа
Игра, практическая работа

0

1

Игра, практическая работа

0

1

Беседа, практическая работа

0

1

Работа в группах,
практическая работа

0

1

Беседа, практическая работа

0

1

Игра, практическая работа

5.
6.
7.
8.
9
10.

11.
12.

18.
19.

20.
21.

22.

23.

Работа в группах,
практическая работа

семейный
доход
24.
Откуда в
1
0
семье берутся
деньги.
Пенсия и
социальные
доходы.
25.
Пенсия и
1
0
пособия
26.
Откуда в
1
0
семье берутся
деньги?
Наследство,
клад,
выигрыш.
27.
Подсчитываем 1
0
случайные
нерегулярные
доходы
28.
На что
1
0
тратятся
семейные
деньги?
29.
Подсчитываем 1
0
расходы
30.
На что
1
0
тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи.
31.
Расходы на
1
0
обязательные
платежи.
32.
Как
1
0
сэкономить
семейные
деньги?
33.
Подсчитываем 1
0
сэкономленны
е деньги
34.
Проверочная 1
работа
1
Итого по разделу
34 1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 34
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

Парная работа, практическая
работа

1

Беседа, игра, практическая
работа
Групповая работа,
практическая работа

1

1

Игра, практическая работа

1

Беседа, практическая работа

1

Игра, практическая работа

1

Работа в паре, практическая
работа

1

Беседа, практическая работа

1

Беседа, практическая работа

1

Беседа, практическая работа

0

Самостоятельная работа,
практическая работа

Поурочное планирование
4 класс
№
п/
п

Наименов
ание
разделов
и тем
программ
ы

К
ол
во
ча
со
в

Кон
тро
льн
ые
рабо
ты

1.

Старинная
женская
одежда

1

0

1

Беседа.Практическая
работа.

2.

Старинные
женские
головные
уборы

1

0

1

Викторина
Практическая работа.

3.

Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы

1

0

1

Дискуссия.
Практическая рабоата.

4.

Жилище
крестьянско
й семьи на
Руси
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской
избы
Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской
избы.
История
посуды на
Руси
Какие
деньги были
раньше в
России
Томат

1

0

1

Парная работа.
Практическая работа.

1

0

1

Самостоят. работа

1

0

1

Беседа с обсуждением.
Практическая рабоата.

1

0

1

Мозговой штурм
Практическая рабоата.

1

0

1

Квиз

1

0

1

Беседа.

5.

6.

7.

8.

9

Прак
тичес
кие
работ
ы

Форма проведения
занятия

дата
план

факт

приме
чание

Работа в паре.
Практическая рабоата.
Работа в группах
Практическая рабоата.
Игра
Практическая рабоата.

Болгарский
перец
Картофель

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Самост.работа
Практическая рабоата.

13

Баклажан.
Семейство
Паслёновые
Лук

1

14.

Капуста

1

0

1

15.

Горох

1

0

1

Работа в паре
Практическая рабоата.
Беседа Практическая
рабоата.
Парная работа
Практическая рабоата.

16.

Грибы

1

0

1

17.

Творческая
работа

1

0

Работа в группах
Практическая рабоата.
Практическая работа.

18.

Потребител
ьская
корзина
Потребител
ьская
корзина
Прожиточн
ый
минимум
Инфляция

1

0

1

Игра Практическая
рабоата.

1

0

1

Игра Практическая
рабоата.

1

0

1

Самост. работа
Практическая рабоата.

1

0

1

Работа в группах
Практическая рабоата.

Распродажи
, скидки,
бонусы
Распродажи
, скидки,
бонусы
Благотворит
ельность

1

0

1

Беседа Практическая
рабоата.

1

0

1

Игра Практическая
рабоата.

1

0

1

Парная работа
Практическая рабоата.

Страховани
е
В бассейне

1

0

1

1

0

1

Делаем
ремонт

1

0

1

Беседа, игра
Практическая рабоата.
Викторина Практическая
рабоата.
Игра Практическая
рабоата.

10.
11.

12.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.
26.
27.

1

Делаем
ремонт
Праздничны
й торт

1

0

1

Самост. работа

1

0

1

Беседа.
Практическая работа

Обустраива
ем участок
Поход в
кино

1

0

1

1

0

1

Работа в группе
Практическая рабоата.
Игра Практическая
рабоата.

Поход в
кино

1

0

1

Работа в паре. Игра
Практическая рабоата.

Отправляем
1
ся в
путешестви
е
34.
Составляем
1
словарик по
финансовой
грамотности
ОБЩЕЕ
34
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

0

1

Беседа. Игра
Практическая рабоата.

28.
29.

30.
31.

32.

33.

0

1

Игра Практическая
рабоата.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».